Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Роковая загадка рубля Константина
Роковая загадка рубля Константина
Роковая загадка рубля Константина
Ошибка Канкрина

Начало этой истории было положено в 1825 году министром финансов Российской империи Егором Францевичем Канкриным.

В Таганроге 19 ноября умирает российский император Александр Первый. Наследник, Константин, пребывающий в Варшаве, давно отрекся от права на престол, но об этом известно только очень ограниченному кругу лиц. Находящийся в Петербурге Николай присягает новому императору, начинают присягать Константину армия и чиновники.

Егор Канкрин находится в замешательстве — за время своей государственной карьеры он дважды совершал действия, которые вызывали неудовольствие Константина, и даже осмелился отказать Великому князю в личной просьбе по своему ведомству.

Если срочно не исправить отношений с Константином, карьере — конец, и Канкрин делает ход конем. Он решает в рекордно короткие сроки представить императору Константину на утверждение рубль с его портретом.

Работы на Петербургском монетном дворе идут денно и нощно. Рисунок выполняет друг Канкрина, один из самых страстных коллекционеров из нумизматов того времени, старший медальер Монетного двора и технический руководитель Экспедиции заготовления государственных бумаг Яков Рейхель.

6 декабря начинается работа по изготовлению штемпелей: шесть медальеров — почти весь старший состав граверов медальерной палаты — трудятся над тремя парами штемпелей. Первая пара штемпелей была готова 12 декабря. В тот же день на Монетном дворе начата чеканка рубля с изображением Константина.

А 13 декабря Николай Первый, поняв, что все уговоры Константина явиться в Петербург лично и публично отречься от власти тщетны, решается... Он пишет в одном из писем: «...послезавтра поутру я — или государь, или без дыхания...» (уже известно о заговоре декабристов). Переприсяга назначена на 14 декабря.

Манифест оглашен, и Канкрин с ужасом узнает из этого манифеста, что присяги Константину как бы и не было, потому что Николай провозглашает себя императором с 19 ноября!

Учитывая, что формально выступление декабристов проходило под лозунгом защиты права Константина на трон, против узурпатора власти Николая, Канкрин осознает, что желание выслужиться обернулось делом, за которое можно пойти и на каторгу. Все, что связано с рублем, запечатывается в особый ящик — штемпеля, 5 отчеканенных монет и даже рисунок. И долгие годы ящик хранится в секретном архиве Минфина.

Канкрин на своем посту остается до 1845 года.



Первая кража

Яков Рейхель становится первой жертвой «рокового» рубля.

В опубликованных впоследствии документах говорится о том, что рублей, вышедших из «черного ящика» Канкрина, было пять. Но неожиданно выплывает шестой и входит в историю как «рубль Рейхеля».

Коллекционер Рейхель, вполне отдавая себе отчет в том, какой нумизматической редкостью станут эти монеты, не удержался от искушения и монету... украл.

Один из самых авторитетных исследователей «константиновского рубля» И. Г. Спасский так описывает это событие: «...вхожему в Медальерную палату автору проектных рисунков куда как удобно было принять участие в забивке и получше заколотить вынутый из кармана хотя бы один обыкновенный рублевик, чтобы Еллерс (вардейн — хранитель ценностей Монетного двора) не заметил убыли отпущенных для испытания кружков при подсчете забитых лепех. Так в субботу ушел с Монетного двора самый первый константиновский рубль (проба без гурта)».

Впоследствии император намекает Рейхелю, что его коллекция монет представляет важность для государства, и Рейхель передает свою коллекцию по номинальной стоимости. Без «константиновского рубля».

Когда всплывает шестой, с гладким гуртом рубль, историки прослеживают его возможный путь из рук Рейхеля.

Но поскольку точно доказать никто ничего не может, то обвинения в краже рубля позднее предъявляются историками и самому Канкрину — этого мнения придерживался академик В. Л. Янин, крупнейший специалист в области истории и нумизматики.



Мистификациям нет конца

Николай Первый воцарился на троне, и все, что было связано с периодом междуцарствия, хранилось в строжайшей тайне. Однако слухи о «константиновском рубле» не давали покоя коллекционерам — им важно было понять, куда делись монеты. Желание заполучить в коллекцию «константиновский рубль» становилось для одних навязчивой идеей, а для других — поводом для нечистоплотных махинаций.

Ажиотаж вокруг рубля подстегнуло появление в коллекционном обороте «рейхелевского» экземпляра (с гладким гуртом), сопровожденного легендой.

Рубль появился у генерала Шуберта, одного из самых известных русских нумизматов. Впервые после долгих лет слухов и тайн Шуберт опубликовал монету в своем авторитетном каталоге, оценив ее невероятно высоко — 8000 золотых франков. К тому времени никого, кто мог бы пострадать при «всплытии» рубля, уже не оставалось в живых. Историки предполагают, что рубль Шуберт тайно купил у Рейхеля. Сам Шуберт предложил публике верить или не верить незатейливой истории о том, что монета была пробным, «легальным» рублем, доставленным делегацией сената на одобрение Константину в Варшаву. Штемпели были сразу же уничтожены, а как получил монету сам Шуберт, не сообщалось.

Прусский антиквар барон Кене не утерпел, придумал и опубликовал свою историю о рубле:

По версии Кене, Рейхель отчеканил 5 монет, все с гладким гуртом, и отдал их Канкрину. В ночь с 13 на 14 декабря Канкрин попросил Рейхеля принести ему штемпеля, и они были уничтожены, а два рубля, не отосланные в Варшаву, переплавлены. В 1840 году некий русский генерал в игорном доме на водах в Германии заметил необыкновенный рубль и обменял его на обычный. Так у генерала оказался пробный «константиновский рубль», похищенный из Варшавы в 1830 году, попавший к Шуберту от наследников генерала.

Что побудило фантазию барона Кене сочинить эту историю, остается загадкой, но свое место в истории она заняла и роль свою сыграла.



Фальшивка князя Трубецкого

Следующей жертвой рубля стал князь Трубецкой, вошедший в историю как автор самой знаменитой подделки «константиновского рубля».

Князь Александр Трубецкой, тогда — российский консул в Марселе, воспользовался бескорыстными выдумками барона Кене для того, чтобы извлечь из этой истории прибыль.

Имея гальванокопию рубля Шуберта, на Монетном дворе в Париже он сделал предположительно пять копий рубля. Ничего удивительного в этом не было — Монетный двор часто брался за частные заказы. Удивительно было то, что князь Трубецкой попытался выдать подделку за подлинник, да еще и продать ее при этом высокопоставленным лицам, чтобы легализовать фальшивые монеты.

Купить всплывшие «константиновские рубли» Трубецкой предложил очень именитым коллекционерам — графу Сергею Строганову, председателю Археологической комиссии, и принцу Александру Гессенскому, шурину императора. Оба заподозрили неладное и купить монеты отказались. Тогда Трубецкой сочинил новую историю об американском коллекционере, который купил монеты и чей багаж затонул на потерпевшем крушение судне вместе с монетами, и стал оперировать только двумя «константиновскими рублями» из пяти. Один рубль Трубецкой оставил у себя, а второй — подарил Эрмитажу. Попытка заработать не удалась, зато положено было начало огромному потоку фальшивых «константиновских рублей».



А не вор ли сам Кобеко?

Флер тайны и сомнений вокруг рублей Трубецкого окончательно был снят в 1880 году Д. Ф. Кобеко. Долгое время он занимал должность управляющего канцелярией министра финансов и, только уйдя с этой должности, опубликовал прелюбопытную статью. Это была история о том, как Канкрин запечатал рубли и штемпеля в секретный ящик, который сокрыл в секретном архиве.

Учитывая ажиотаж вокруг настоящих рублей, пришлось опубликовать и монеты. Александр II по вскрытии ящика подарил в 1879 году одну монету Эрмитажу, одну — юному великому князю Георгию Михайловичу, в 1880 году третья монета была отдана царем своему сыну Сергею Александровичу, антиквару и собирателю, четвертую получил принц Александр Гессенский, имевший на тот момент одну из самых интересных коллекций, а рубль, который был отчеканен лучше всех, сохранил для своей коллекции.

Однако жертвой этого дележа пало доброе имя Кобеко.

Один из видных исследователей истории «константиновского рубля» В. В. Бартошевич приводит версию о том, что Д. Ф. Кобеко сам причастен к краже рубля — шестого рубля с гладким гуртом, которого не оказалось при вскрытии тайника Канкрина. Дело в том, что Кобеко также являлся знатоком и собирателем монет.



Еще одно падение

И еще одно светило русской нумизматики Юлий Иверсен оказался околдован магическим блеском «константиновского рубля».

В начале восьмидесятых годов XIX века Юлий Иверсен стал хранителем российских монет и медалей Эрмитажа. По его просьбе директор Эрмитажа в 1884 году обратился с просьбой передать все штемпеля «константиновского рубля» в нумизматический отдел Эрмитажа.

Никто не мог и помыслить о том, что может быть что-либо надежнее Эрмитажа — штемпеля были охотно переданы в надежные руки.

Однако в начале 90-х годов Иверсен организовал повторную чеканку монеты с гладким гуртом рубля Константина. Тайна была раскрыта только после смерти Иверсена.



История не закончилась

Существует много литературы, посвященной коллекционной судьбе всех шести экземпляров Канкрина и новоделов Иверсена. Рубль Константина разошелся по свету, и сегодня даже не каждый маститый эксперт может похвастаться тем, что видел подлинник.

По данным на начало восьмидесятых годов прошлого века, рубль Константина имелся в Историческом музее в Москве, в Эрмитаже, в частной французской коллекции, в Смитсоновском институте, в японской частной коллекции.

Позже один из рублей Константина исчез из поля зрения экспертов и коллекционеров — на аукционе 1994 года за 90 тысяч долларов его купил коллекционер из Новосибирска. Монета вошла в коллекцию банка, банк впоследствии разорился, и никто не знает, кому был передан или продан знаменитый рубль, говорит Дмитрий Максимов, эксперт отдела нумизматики антикварного салона «Екатерина».

— Сегодня это одна из самых знаменитых монет, которую чаще всего подделывают и которая, появись она на аукционе, была бы продана за самую высокую цену. Знаменитый «экземпляр Рейхеля» последний раз выставлялся на одном из американских аукционов в 1979 году и был продан в частную коллекцию за 125 тысяч долларов.

Дмитрий Максимов считает, что если сегодня на аукционе появится рейхелевский «константиновский рубль», он будет стоить около полумиллиона долларов.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;