Награда за детство
Кто и сколько медалей заказывает
В последние годы к каждому выпускному балу Московский Монетный двор выпускает около 10 тысяч «золотых» медалей и 50 тысяч «серебряных». Прогноз о том, сколько именно будет проявлено успехов, делает Министерство образования РФ. На основании этого прогноза, разложенного на доли субъектов Федерации краев и областей, и приходит на Московский Монетный двор заявка на изготовление медалей.
Впрочем, заявка вещь приблизительная, Министерство образования отнюдь не обязано вручать все заказанные медали в том же году, что их получило. Если кто-то шел к медали долгие годы и не взял последний рубеж, награды не будет.
Однако цифры в заказе Министерства образования не окончательные. В России достаточно школ, не подведомственных Министерству образования, это школы при МИДе, при Министерстве обороны, школы при муниципальных образованиях закрытых городов вроде Арзамаса-16. И в эти школы их руководство тоже заказывает медали.
Больше всего медалей остается в Москве, но это вовсе не значит, что московские дети самые умные. Просто в Москве выпускников больше, чем в каком-либо другом городе.
«Золотая» и «серебряная» медали название обиходное. Сегодня награда для выпускников называется «Медаль за особые успехи в учении». Однако в соответствии с веяниями времени надпись на медали и, соответственно, название менялись несколько раз.
Первые золотые медали, отчеканенные на Московском Монетном дворе в 1946 году, назывались «За отличные успехи и примерное поведение». Потом формулировка усложнилась, в моду вошло «трудовое воспитание», и медаль стала называться «За отличные успехи в учении, труде и примерное поведение». Заслуги серебряных медалистов оценивались скромнее «За успехи в учении, труде и примерное поведение». Сегодня медалью оцениваются «особые успехи в учении».
Единого художественного решения медали тоже не существовало. Андрей Иванцов, главный технолог ММД, оценил их дизайн как «скромный».
С 1999 года на медалях изображение Российского герба по эскизу художника П. Гемчева. До этого существовало несколько вариантов. Женщина с поднятыми руками на фоне солнца; Ленин, раскрытая книга и другая незамысловатая символика «отличных успехов в учении». Изображение на медали всегда, в том числе и сегодня, зависит от воли Министерства образования именно оно решает, что должно быть изображено на медали, подбирает художника и утверждает эскиз.
Когда-то они были золотыми
С 1946 по 1954 год школьные медали были золотыми и серебряными в полном понимании этого слова они изготавливались из золота и серебра.
Золотая медаль имела диаметр в 23 миллиметра, чеканилась из золотого сплава 583-й пробы и покрывалась слоем чистого золота толщиной 3 микрона. Всего в медали содержалось 11 граммов чистого золота.
Серебряная медаль изготавливалась из серебряного сплава 925-й пробы и содержала 15 граммов чистого серебра.
Сегодня эти медали среди специалистов считаются достаточно редкими и ценятся больше всего.
С 1954 по 1960 год золотые медали выпускались из сплава 375-й пробы и содержали золота всего около 6 граммов.
Серебряная медаль в тот период оставалась без изменений.
С 1960 года школьные медали в официальных документах стали называться позолоченной и посеребренной. Медали увеличились в размерах до 40 мм в диаметре. «Золотая» изготавливалась из медно-цинкового сплава томпака и покрывалась слоем золота толщиной 5 микрон. Содержание золота составляло 0,3 грамма. «Серебряная» с того же времени стала изготавливаться из цветного металла и покрывалась серебром, общий вес которого составлял 0,17 грамма.
С тех пор частично изменился состав сплавов сейчас ММД по-прежнему изготавливает «золотые» медали из томпака, но, как вариант, существует и способ изготовления медали из латуни.
«Серебряные» медали делаются из мельхиора и томпака.
В советские времена технические характеристики были едиными для медалей всего СССР. Однако для республик Союза делались медали иного дизайна с национальной символикой, с надписью на национальном языке, но содержание медали было одинаковым для всех.
Награда должна быть весомой
Заказывая медали, Министерство образования само за них же и платит. Понятно, что настоящие золотые и серебряные медали стоят достаточно дорого. Но ведь в 1946 году, во времена послевоенной разрухи, лишних денег не было ни у кого, а награды были действительно золотыми. В чем же причина последовавшего «ухудшения» школьных медалей?
Золотые медалисты сороковых-пятидесятых годов были действительно явлением уникальным большинству подростков в те годы было не до учебы. Впоследствии, когда жизнь в стране начала возвращаться в нормальное русло, количество медалей стало увеличиваться. Учитывая дефицит золота, находящегося в свободном обращении в СССР, и одно из непременных условий плановой экономики жесткие нормы квотирования и лимитирования всего вообще, а уж драгметаллов тем более, Министерство образования просто не могло себе позволить такие расходы. А вундеркиндов становилось все больше и больше. И был в советской истории достаточно длительный период, когда медалисты были, а необходимого количества медалей не было. Медали попали в число дефицитных «товаров», и получали их далеко не все, кто заслужил.
Нынешние времена тоже не способствуют тратам золота на «идеологию». Однако Иванцов не исключает, что рано или поздно власти придут к решению о том, что «награда за детство» должна быть настоящей наградой, как «взрослые» награды, которые изготавливаются из драгоценных металлов. И ММД вернется к выпуску «настоящих» медалей. Награда должна быть весомой не только в моральном, но и в материальном плане. Чтобы награжденный мог ею гордиться.