Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Новый взгляд на классику
Новый взгляд на классику
Новый взгляд на классику
— Как возник Казахстанский монетный двор?

— Толчком к созданию Монетного двора стал распад СССР. Руководством государства было объявлено, что надо выпускать монеты. Предприятиям, которые были способны выполнить эту задачу, была назначена встреча, по-моему, в начале 1992 года. Это было около 28 мощных предприятий, в том числе оборонные, машиностроительные. Все привезли свои предложения, а один из директоров — Ульбинского металлургического завода — приехал уже с образцами монет. Естественно, выбор был сделан в пользу этого предприятия.

Собственно, этот момент можно считать началом истории Казахстанского монетного двора. Вначале предприятие выпускало монеты в рамках своей структуры, а в 1995 году Монетный двор выделился в самостоятельное предприятие. В 1998 году Монетный двор вошел в состав Национального банка Республики Казахстан.

Сейчас мы — самостоятельное юридическое лицо, но при этом именно Национальный банк определяет политику и размещает заказы на выпуск монет, а в случае необходимости — и финансирует наше предприятие, например при создании новых производств.

— Сегодня Монетный двор выполняет заказы только Национального банка Казахстана или работает еще и на экспорт?

— Мы занимаемся выпуском продукции на экспорт и стремимся развивать это направление. Например, в части коллекционных монет мы сотрудничаем с Юго-Восточной Азией, работаем с нумизматическими компаниями Германии, сотрудничаем с Белоруссией. Есть еще ряд государств, заказы которых мы выполняем, но которые просят их не называть.

— Какую еще продукцию, кроме монет, вы выпускаете?

— Мы делаем, например, государственные награды Республики Казахстан, ведем переговоры и с другими государствами о возможности выпуска наградной продукции. Кроме того, мы выпускаем различные медали, значки, ведомственные награды, фурнитуру для силовых структур.

Также мы изготавливаем столовое серебро. Это столовые наборы на 6–12 человек. Выпускаем все приборы для сервировки стола: поварешки, щипцы для сахара, салфетницы и т. п., около двухсот наименований. Спрос на такую продукцию очень высокий. Мы участвуем в ювелирных выставках. Например, осенью мы представим свою продукцию на крупной ювелирной выставке в Сокольниках.

— Как распространяются монеты, выпускаемые на Казахстанском монетном дворе?

— Всю свою продукцию мы передаем Национальному банку. Если хотим часть тиража распространять самостоятельно — часть монет у Банка выкупаем. А вообще Центр кассовых операций и хранения ценностей — организация Национального банка — распространяет казахстанские монеты через филиалы нацбанка.

— Могут ли в Казахстане коммерческие банки распространять монеты?

— Могут, но пока это направление не особенно развито. Сейчас мы хотели бы расширять работы в этом направлении.

— Как вы оцениваете современное состояние рынка памятных монет?

— Думаю, что если лет пять или больше тому назад был спад, то сейчас идет интенсивное развитие этого рынка и увеличение спроса. Это все отмечают.

— Существует два подхода к монетному дизайну: консервативный — традиционные круглые монеты с классическим оформлением и более радикальный — монеты необычных форм, использование голограмм, драгоценных камней и других дополнительных элементов. В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться рынок?

— Конечно, классический коллекционер все-таки за классическую монету. Но, поскольку это рынок, это деньги, мы вынуждены идти в ногу со временем. Поэтому мы выпускаем монеты с голограммами, например монета «Тюльпан Регеля» (серия «Флора Казахстана»), поэтому мы начали использовать такой нетрадиционный металл, как тантал, — в монетах серии «Космос». Все они пользуются большим спросом.

— Сложно было работать с нетрадиционными материалами?

— Очень сложно. Нужны технологии, специалисты, оборудование на очень хорошем современном уровне. Это сложные монеты, но они и стоят дороже.

— Как создавались эти монеты?

— Все начинается с идеи. Например, по голограмме мы работаем с российскими и белорусскими компаниями (НПО «Криптен» и ЗАО «Голографическая индустрия»), по танталу — с Ульбинским металлургическим заводом, расположенным, как и Монетный двор, в Усть-Каменогорске. Здесь важно, чтобы было слияние нескольких предприятий, организаций.

— Какие еще интересные технологии вы используете?

— Например, отдельные элементы золочения. С 2004 года у нас выпускаются монеты в серии «Золото номадов», где эта технология активно используется. Монеты получаются очень интересные. Там есть ноу-хау, которое мы, конечно, держим в секрете. Также мы делаем монеты с эмалью (например, монеты, посвященные 10-летию национальной валюты — тенге), выпускаем золотые монеты с бриллиантами.

— Художники, которые создают монеты, работают в штате Монетного двора или это художники со стороны?

— На Монетном дворе есть свой дизайнерский отдел, в Национальном банке — тоже свой дизайнерский отдел. Есть у нас и технологический, и конструкторский отделы.

— Проводятся ли конкурсы по дизайну монет?

— Нет, у нас этим занимаются наши сотрудники.

— Чем Казахстанский монетный двор планирует удивить в ближайшее время?

— В 2011 году будет Азиада — это Олимпийские игры, которые проводятся в Азии. В этом году они состоялись в Китае, перед этим были летние игры в Катаре. В 2011 году Азиаду примет Казахстан. Вот этим проектом мы и будем в ближайшие три года плотно заниматься. Возможно, на следующий год попробуем представить монеты на Международной денежной ярмарке в Берлине — так, как в этот раз Канада презентовала свои олимпийские монеты.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;