Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Незнайка сделал нам ярко
Незнайка сделал нам ярко
Незнайка сделал нам ярко
«Впервые мы увидели цветные монеты лет 8–10 назад, — рассказывает директор Санкт-Петербургского монетного двора Сергей Орлов, — их выпускали монетные дворы Китая, Австралии и некоторые другие. Сначала мы относились к этому скептически. На тот момент на Санкт-Петербургском монетном дворе уже давно изготавливалась продукция с цветными эмалями — значки, медали, и мы считали, что эмаль — более подходящий материал для таких изделий. Но потом заинтересовались новыми монетами, стали узнавать, что за технология используется. Оказалось, что это тампонная печать. Через несколько лет мы купили оборудование и потихоньку начали производить собственную продукцию с тампонной печатью. Сначала печатали краской на значках и жетонах, потом на медалях. Когда добились достойных результатов, показали нашу работу представителям Банка России. Вначале там к этому предложению отнеслись очень осторожно, но прошло время, и Банк России все-таки решился на выпуск монеты с тампонной печатью».

Для выпуска технологически новой и необычной монеты нужно было определить подходящую тему, разработать соответствующий дизайн, наладить технологию. В результате была выбрана тема, которая требует ярких красок. Так на монете появились цветные изображения персонажей сказочных историй Николая Носова — Незнайка, Винтик и собака Булька.

Дизайн монеты разрабатывался группой художников Дизайнерского центра ФГУП «Гознак»: Александром Баклановым, Антоном Щаблыкиным и Юлией Гоголь. «На эту работу мы потратили немало сил и времени, — рассказывает главный художник Дизайнерского центра Александр Бакланов. — Нужно было добиться правильного сочетания цветов, ведь оттенки, которые мы получаем, смешивая краски на бумаге, отличаются от тех, что появятся на металле. Поэтому художники работали в тесном сотрудничестве с технологами».

«Цветное изображение, которое мы видим на памятной монете, содержит краски пяти цветов, — объясняет процесс главный технолог Санкт-Петербургского монетного двора Людмила Авенирова. — Чтобы добиться хорошего результата, полного соответствия монеты цветовому решению утвержденного эскиза, нужно было варьировать оттенки, по-разному составляя краски, которые после высыхания меняют цвет. Еще одна непростая задача — совместить краски, четко соблюдая границы запечатанных областей. А самое главное — сохранить неизменным цвет на протяжении выпуска всего немалого тиража. Получаемый результат будет зависеть также от вида металла и фактуры поверхности. Краска на серебре и та же краска на мельхиоре выглядит совершенно по-разному. Поэтому мы провели над этой монетой немало дней, добиваясь желаемого результата».

Большая ответственность выпала и на долю печатников глубокой печати — тех людей, которые наносят краску непосредственно на изделие. По словам Людмилы Авенировой, «процесс тампонной печати не является полностью автоматизированным. Для того чтобы хорошо выполнить работу, необходим опыт». Профессия печатник глубокой печати появилась на СПМД вместе с покупкой тампонной машины. Сначала для работы на ней на специальных курсах обучили одного специалиста, сейчас на Монетном дворе трое рабочих имеют такую профессию. Специальное обучение также проходили художники, создающие эскизы изделий с тампонной печатью.

Сергей Орлов, директор СПМД, рассказал, что в этот ответственный период от тампонной машины целыми днями не отходили мастер и технолог. Сначала все было непросто, но потом специалисты «набили руку», и процесс пошел. «Еще одна сложность была в том, что краску нужно было напечатать не просто на плоской поверхности монеты (как это делают многие монетные дворы), — говорит Сергей Орлов, — а расположить рисунок на площадке, четко ограниченной контуром. Мы справились с этой задачей».

Однако тампонная печать хоть и самая яркая, но не единственная технологическая особенность данной памятной монеты. Портрет Николая Носова отполирован лишь слегка. Художники и технологи специально подбирали степень чистоты полировки, чтобы фактура портрета отличалась от фактуры общего фона. По словам главного художника Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Александра Бакланова, на монете использован целый набор выразительных средств: это фактура материала, рельеф и цвет.

Под портретом Николая Носова расположена факсимильная подпись писателя, также выполненная в цвете, с правой стороны в две строки даты «1908» и «1976».

Монета (ее диаметр — 33 мм, масса драгметалла в чистоте — 15,55 грамма) отчеканена из серебра 925-й пробы. Качество изготовления — «пруф». Объявленный Банком России тираж — до 7500 штук.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;