Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Монастырская монета
Монастырская монета
Монастырская монета
В начале сентября Банк России выпустил последнюю в 2007 году монету в серии «Памятники архитектуры России» — это 25-рублевая серебряная монета, посвященная Вятскому Успенскому Трифонову монастырю (город Киров). Всего в рамках этой серии в этом году появились пять монет — две 3-рублевые и три 25-рублевые.

Напомним, что серия «Памятники архитектуры России» — одна из первых российских серий памятных монет. Она была начата в 1993 году выпуском 3-рублевой серебряной монеты, а с 2004 года в ее рамках выпускаются также 25-рублевые монеты.

В этом году Банк России увековечил на памятных монетах пять архитектурных памятников: Невьянскую наклонную башню, Казанский вокзал в Москве, Веркольский Артемиев монастырь в Архангельской области, Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь и теперь вот — Вятский Успенский Трифонов монастырь.

Вятский Успенский Трифонов монастырь, основанный в 1580 году, стал первым монастырем на Вятской земле. За историю своего существования он знал периоды расцвета и запустения. Сейчас Вятский Успенский Трифонов монастырь восстановлен и является памятником архитектуры XVI века.

Любопытно, что изображение Вятского Успенского Трифонова монастыря на данной памятной монете несколько отличается от традиционного художественного решения монет этой серии.

Вятский Успенский Трифонов монастырь изображен на берегу широкой реки, берега которой плавно перетекают в облака на небе. По речной глади скользит парусник. С высоты птичьего полета видны все купола монастырских соборов. Внизу на зеркальном поле в виде свитка выполнена надпись в две строки «ВЯТСКИЙ УСПЕНСКИЙ ТРИФОНОВ МОНАСТЫРЬ», ниже отделенная виньеткой — «ОСН. В XVI В.»

По словам художника Санкт-Петербургского монетного двора Сергея Корнилова, он долго подбирал подходящий шрифт, выстраивал композицию.

Но самым трудоемким оказался сбор материала. Среди имеющихся фотографий или рисунков не нашлось ни одного, на котором монастырь был бы изображен в нужной художнику проекции — сверху.

Сергею Корнилову пришлось тщательно изучить не только архитектурные особенности и художественные детали монастырских зданий, но и их месторасположение на территории монастыря.

Впрочем, по словам художника, среди подготовленных им эскизов были как рисунки, выполненные в традиционной манере СПМД, так и необычные варианты.

Лепка памятной монеты также выполнена Сергеем Корниловым.

Монета (ее диаметр — 60 мм, масса драгметалла в чистоте — 155,5 грамма) изготовлена качеством «пруф».

Отчеканена из серебра 925-й пробы на Санкт-Петербургском монетном дворе — филиале ФГУП «Гознак». Тираж монеты — 2 тысячи штук.


История Вятского Успенского Трифонова монастыря

К концу XVI столетия город Вятка, основанный в 1374 г. новгородскими ушкуйниками, стал форпостом продвижения русского государства на Урал и в Западную Сибирь. Выгодное экономическое положение города не осталось незамеченным для влиятельного дома уральских промышленников Строгановых. В качестве проводникасвоих интересов ими в Вятку (тогда город назывался Хлыновом) был послан инок Спасского Пыскорского монастыря Трифон (в миру Трофим).

В 1580 г. Трифон прибывает в Вятку и предлагает местным жителям устроить «святую обитель». Решением Земского собрания именитых граждан Трифону была передана челобитная для вручения царю Иоанну Васильевичу (Иван IV), подписанная всеми пятью городами вятской провинции, «чтобы государь пожаловал, а преосвященный митрополит благословил… к созданию монастыря и о устроении его». В Москве у Трифона нашлись весьма влиятельные покровители — бояре Бельские, Романовы и Черкасские, они обеспечили ему «прохождение бумаг» и милость государя. Уже 21 июня 1580 г. царь Иван IV (1530–1584) торжественно вручил 34-летнему «старцу Трифону» грамоту об отводе под монастырь старого городского кладбища с двумя ветхими церквами во имя Успения Пресвятой Богородицы и Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла. Сам Трифон был возведен в сан иеромонаха и утвержден в должности строителя.

Не прошло и года, как на местности, известной под названием «Балясково поле», поднялась деревянная Благовещенская церковь. Храм состоял из двух срубов: высокая клеть основного помещения и низкая широкая трапезная с притвором. Трифон попросту перевез в Вятку на плотах заброшенную церковь из города Слободского, разобрав ее за сутки нанятой им артелью (в 1728 г. на том же месте построена каменная Благовещенская церковь).

Монастырь быстро рос, превращаясь в крупное феодальное владение, а с ним и увеличивалось влияние Трифона в крае. В 1586 г. он решил выстроить новый обширный собор в честь Успения Богоматери. Заручившись поддержкой местного воеводы Василия Овцина, старец без особого труда собрал с вятских богатеев необходимые пожертвования, и в 1588 г. местные зодчие срубили в монастыре деревянную церковь, поразившую современников причудливостью своих форм. Для непритязательного населения Вятки его архитектурный замысел стал откровением.

С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом, которую строил сам старец. В центре монастырской территории возвышалась на 4 столбах колокольня с 8 колоколами, крытая шатром. По периметру монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, из которых один назывался Святыми вратами. В глубине монастыря размещались настоятельские и братские кельи, погреба, житницы, поварня с хлебнею и квасоварня с двумя большими медными котлами.

На рубеже XVII столетия за монастырем числилось 24 тыс. крестьян, выплачивавших оброк монастырю. Ризницы хранили весьма дорогие вещи: богато оформленные рукописные книги, церковную утварь.

Все XVII столетие было периодом расцвета монастыря. Значительные средства, накопленные за счет обширного монастырского хозяйства и частных вкладов, позволяли монастырским властям не только в сравнительно короткие сроки восстанавливать постройки после пожаров, но и начать дорогостоящее каменное строительство. Позаказу архиепископа Вятского и Великопермского Ионы Баранова 26 мая 1684 г. был заложен каменный Успенский собор. Через 5 лет собор был освящен. В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи святого Трифона и над могилой установлено богатое надгробие — серебряная рака. Здесь же хранится рукописное евангелие, переписанное им самим, посох и вериги преподобного. До 1742 г. сформировался каменный архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся в основных своих чертахи по настоящее время.

Сложные времена начались у монастыря с воцарением Петра Первого. По его указам монастырские мельницы и рыбные ловли были определены в Государственную казну, «остаточные» же деньги предписывалось отсылать в Сибирский приказ.

Большой урон монастырю нанесли реформы Екатерины II в области церковного управления и пожары 1700, 1752 и 1770 гг. Большая часть угодий монастыря была объявлена государственной собственностью. Материальное положение монастыря во второй половине XVIII столетия ухудшилось настолько, что пришлось при вратах монастыря и в церквах во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата. С воцарением императора Павла Петровича (1796) указом Синода монастырю были возвращены его лучшие земли и дарованы льготы.

После революции 1917 г. монастырь был разорен. В разные годы в нем размещались областной архив, бараночно-сухарный комбинат и другие учреждения. С 1980 г.здесь начались реставрационные работы. Ныне в Братском корпусе монастыря расположены епархиальное управление, редакция газеты «Вятский епархиальный вестник». Успенский собор монастыря является кафедральным собором вятского архиерея. К настоящему времени восстановлен первоначальный исторический облик монастыря.


Использована информация с сайта: http://supotnitskiy.webspecialist.ru
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;