- Поскольку это решение является важным для общества, - говорится в пресс-релизе, - Национальный банк приглашает общественность к его обсуждению.
Монеты мелких номиналов (1 - 5 копеек) почти прекратили играть существенную роль в расчетах населения за товары и услуги. Они не в полной мере обеспечивают функцию обращения, то есть фактически прекратили играть существенную роль в расчетах населения за товары и услуги. В то же время стоимость изготовления таких монет превышает их номинальную стоимость.
Другие участники наличного обращения ежегодно несут расходы на обработку, транспортировку, хранение этих монет. Вместе с тем, монеты мелких номиналов почти не возвращаются из обращения к банковской системе.
На сегодняшний день в обращении находится 12,9 млрд. штук монет. Среди них:
монет номиналом 1 копейка – 2,4 млрд. штук,
номиналом 2 копейки – 1,4 млрд. штук,
номиналом 5 копеек – 1,9 млрд. штук,
номиналом 10 копеек – 3,8 млрд. штук,
номиналом 25 копеек – 1,7 млрд. штук,
номиналом 50 копеек - 1,2 млрд. штук,
номиналом 1 гривна - 0,5 млрд. штук.
Основные потребители монет - торговые сети, заведения общественного питания, общественный транспорт, аптеки, отделения Укрпочты, организованные и неорганизованные рынки.
Международный опыт (Австралия, Дания, Израиль, Канада, Нидерланды, Норвегия, Сингапур, Венгрия, Чехия, Швейцария, Швеция и др.) свидетельствует, что проблемы в обращении мелких номиналов обычно решаются двумя путями:
• первый - одномоментное изъятие из обращения монет мелких номиналов (монеты перестают быть средством платежа, возможен большой резонанс от мероприятия, значительное количество монет поступает в Центральный Банк ежедневно, возникает проблема их уничтожения);
• второй - прекращение чеканки монет с постепенным выводом их из обращения (легкость во внедрении, добровольная основа, процесс изъятия длиннее, монеты обращаются в качестве средства платежа, нет проблемы уничтожения).
Решение, предлагаемое к обсуждению
Учитывая мировой опыт, Национальный банк Украины подготовил проект постановления "Об оптимизации обращения монет мелких номиналов", которым предусматривается:
1. Национальный банк Украины прекратит чеканку монет номиналом 1, 2, 5 копеек (поскольку они прекратили играть существенную роль в расчетах населения за товары и услуги) и монет номиналом 25 копеек (поскольку при отсутствии монет номиналом 1, 2 и 5 копеек 25 копеек НЕ будут размениваться 10 копейками). В то же время все эти номиналы разменных монет и в дальнейшем оставаться в обращении. Однако в дальнейшем наличное обращение не будет пополняться новыми монетами указанных номиналов (дополнительным выпуском).
2. Монеты номиналом 1, 2, 5 и 25 копеек продолжают выполнять функцию средства платежа (денежная единица Украины - гривна - и в дальнейшем будет равна 100 копейкам).
3. Устанавливаются следующие правила округления общей (в чеке) суммы покупки, в случае отсутствия монет и у покупателя, и у продавца:
- сумма, заканчивающаяся от 1 до 4 копеек, округляется в сторону уменьшения до ближайшей суммы, которая заканчивается на 0 копеек;
- сумма, заканчивающаяся от 5 до 9 копеек, округляется в сторону увеличения до ближайшей суммы, которая заканчивается на 0 копеек.
В случае наличия у покупателя монет мелких номиналов он и в дальнейшем может ими рассчитываться, а в случае наличия таких монет у продавца, он может выдать покупателю остальные эти номиналы.
4. Субъекты хозяйствования сферы торговли, общественного питания и услуг, которые осуществляют наличные расчеты с потребителями с применением регистраторов расчетных операций при проведении наличных расчетов, указывают в чеках общие суммы до округления и после него, в частности, используя механизм скидок / надбавок. Это не потребует дополнительных затрат на перепрограммирование РРО.
5. При безналичных расчетах округление не будет осуществляться.
6. Население и в дальнейшем сможет использовать разменные монеты мелких номиналов, а торговая сеть - устанавливать маркетинговые цены, которые заканчиваются на 99 копеек.
Влияние этого решения
Введение правил округления не будет иметь никакого влияния на инфляцию как напрямую, так и опосредованно, поскольку речь идет о правилах округления всех товаров в чеке, а не о ценах индивидуальных товаров. Учитывая это, прямого влияния на показатели инфляции предложенное решение не повлечет. Это также подтверждает опыт таких стран как Дания, Швеция, Норвегия, Венгрия и Чехия.
Предыдущий опрос общественного мнения, консультации с государственными органами и деловым сообществом, которые совершил регулятор накануне, констатируют готовность граждан и бизнеса к применению подобных правил округления.
Учитывая это, Национальный банк Украины выносит на общественное обсуждение проект постановления Правления Национального банка Украины "Об оптимизации обращения монет мелких номиналов». Все предложения и замечания к проекту принимаются до 18 декабря этого года на почтовый или электронный адрес Национального банка Украины (почтовый адрес: 04070, г. Киев, площадь Контрактовая, д. 2-А; e-mail: 11emis @u0h0).
Обработав отзывы и предложения, поступившие от населения, торговых заведений, банков, деловых кругов и государственных учреждений, Национальный банк Украины рассмотрит возможность применения округления общих (в чеке) сумм расчетов наличными за товары (работы, услуги).
Справка.
Например, если покупать только единицу товара, допустим, ¼ часть хлеба стоимостью 3,14 гривны, то покупка будет округлена к 3,10 гривны в сторону покупателя. Аналогично 1 бутылка минеральной воды стоимостью 8,14 гривны будет округлена до 8,10 гривны в сторону покупателя, 1 литр молока стоимостью 17,69 гривны - до 17,70 гривны в сторону продавца, ½ батона стоимостью 4,36 гривны - до 4,40 гривны в сторону продавца, коробок спичек стоимостью 0,39 гривны округляется до 0,40 гривны в сторону продавца. 1 пачка каменной соли стоимостью 6,59 гривны округляется до 6,60 гривны в сторону продавца.
Однако цена 1 пачки масла «Крестьянское» стоимостью 32,30 гривны не подлежит округлению.
Если покупать указанные выше товары одной покупкой, то общая стоимость их составит 72,61 гривны и будет округлена в сторону покупателя к 72,60 гривны.