Конструкция китайской джонки за столетия отточена до совершенства и возведена в канон. Все джонки имеют паруса из бамбуковых рей и циновок в форме четырехугольника. Паруса можно сворачивать наподобие жалюзи. Массивный руль заменяет киль. Число мачт достигает пяти.
В раннем Средневековье джонки использовались в военных целях, уже тогда они заплывали в воды Индонезии и Индии. Со временем они стали привычными во всей Восточной Азии, их начали использовать для длительных морских переходов. В 1846-1848 годах 800-тонная гонконгская джонка «Кхэйин» обогнула мыс Доброй Надежды и стала первым китайским судном, бросившим якорь на рейде Нью-Йорка. В Англии эту диковинку посетила сама королева Виктория.
Самая известная монета с джонкой – серебряный китайский доллар (юань), который так и называется «доллар с джонкой». Эта красивая монета пользуется большой популярностью у европейских и американских нумизматов. Серебряный доллар служил основой для стабильной денежной системы страны и должен был заменить массу металлических и бумажных денег, имевших хождение в Китае.
История чеканки «доллара с джонкой» отражает всю сложность внутри- и внешнеполитической жизни Китайской республики в конце 20х - начале 30х гг. ХХ века. Эта монета чеканилась несколько лет, так что появились разновидности, имеющие существенные и мелкие отличия.
Кроме этого, чеканились и пробные монеты. Среди них медные полдоллара (полюаня - 5 цзяо) – монета, за 30 лет много раз появлявшаяся на аукционах. Чаще можно встретить якобы пробные монеты из красной меди, подлинность которых вызывает сомнения.
Среди нумизматов особенно ценятся монеты, отчеканенные большими тиражами, но в силу разных причин переплавленные.
В Китае выпущено еще порядка 10 монет с изображениями джонок. Три из них – серебряные, посвященные флоту Чжэн Хэ и его первой морской экспедиции, которая состоялась в 1405-1407 годах.
Первая монета номиналом 5 юаней 1992 г. называется «Древний корабль и кораблестроители». Вторая - 5 юаней 1990 г, третья - 10 юаней 2005 г., посвященная первому плаванию Чжен Хэ.
Конечным пунктом плавания первой экспедиции Чжен Хэ (всего их было семь) стал город Каликут на Малабарском берегу (длинное и узкое побережье на юго-западе полуострова Индостан, расположенное к югу от Гоа).
Размах экспедиции не идет ни в какое сравнение с первыми экспедициями европейцев в Китай – она состояла из не менее 250 судов. Ее флагманы - баочуани (дословно «драгоценные корабли» или «сокровищницы») имели размеры, сравнимые с последними парусными кораблями Европы и США конца XIX и начала XX века. Споры о размерах и тоннаже баочуаней ведутся до сих пор.
Сама обширная судостроительная программа императора Чжу Ди (1403-1424) была частью энергичной внешней политики этого правителя, направленной на повышение авторитета «Серединной империи » (Китая) и его новой, созданной его отцом, Минской династии.
Но после смерти Чжу Ди изменилась политика государства, и все усилия его сосредоточились на решении внутренних проблем, и судостроительная программа была свернута.
Еще в КНР изображение джонок помещено на следующих серебряных монетах: 5 и 10 юаней 1983 г., посвященных Марко Поло, на 10 и 50 юанях 1995 г. Из золотых монет это 100 юаней 1992 г. и 500 юаней 1995 г.
Заметим, что Марко Поло и джонка помещены на серебряных 1000 кипах Лаоса 2003 г., входящих в серию «История мореплавания»,
а также на овальной монете в 4000 квача, отчеканенной от имени Замбии в 2000 году.
Две монеты регулярного чекана посвящены возвращению Гонконга и Макао под юрисдикцию Китая. Первая имеет номинал 10 центов (1997 г.), вторая - биметаллическая - отчеканена в 1999 г. достоинством 10 юаней.
Макао в 1999 г выпустила серебряную монету в 100 патака с изображением джонки и европейского галеона,
а в 1974 г. – серебряные 20 патака с джонкой, проходящей под мостом губернатора Нобре де Карвальо.
КНДР в серии монет «История мореплавания» одну монету номиналом 5 вон посвятила джонке,
вторую (серебряную, номиналом 350 вон, выпущенную в 2009 г.) - плаванию Марко Поло.
Полихромная монета из серебра в 250 вон в 1996 г. отметила 99 лет существования Гонконга как британской колонии.
В Южной Корее и КНДР отчеканено несколько монет с изображением кобуксона – корабля-черепахи. Речь идет о разменной монете самого маленького номинала Южной Кореи - 5 вон, выпускавшейся с 1966 г. Она практически вышла из обращения. Также отчеканена памятная монета из золота номиналом 50000 вон. Она входит в серию, посвященную Сеульской Олимпиаде 1988 г. Остальные монеты посвящены Ли Сун Сину.
Что из себя представляет корабль-черепаха?
Его палуба покрыта толстыми деревянными плитами сферической формы, из которых торчат мечи и копья, закамуфлированные травой. Острые «шипы» (мечи и копья) не дают десанту высадиться на судно для абордажного боя. Стрелки также мешают высадке абордажной команды. Корабль по обоим бортам имел 11 пушек, плюс по одной спереди и сзади. Пушки могли уничтожать корабли или, что еще более эффективно, живую силу противника на значительном расстоянии. Толстая деревянная крыша укрывала своих стрелков и артиллеристов от лучников и мушкетеров японцев. У японских кораблей палубной артиллерии не было.
Корабль-черепаха был довольно скоростным. Он имел две мачты и два паруса. Кроме них, были весла. Удачная конструкция повышала маневренность: кобуксон мог развернуться практически на месте.
Кобуксон прославился во время войны Кореи с Японией в 1592-1598 гг. Он знаменит еще тем, что считается первым в мире броненосцем. По одной из легенд, корабль был изобретен талантливым адмиралом Ли Сун Сином. Этот знаменитый флотоводец не проиграл ни одной из проведенных 23 битв. В современной Корее почитается как «священный герой» и «герой спасения Отечества».
Портрет Ли Сун Цина изображен на реверсе южнокорейской монеты в 100 вон регулярного чекана, выпускающейся с 1970 г.
КНДР в 1991 г. отчеканила серебряные 500 вон с кобуксоном и портретом Лу Син Цинна, в 2015 г. выпустила золотую памятную монету номиналом 20 вон. Кроме этого, в КНДР в 2015 г. появились серебряные 5 вон, посвященные героическому флотоводцу.
Несколько стран Индокитая посвятили памятные монеты так называемым лодкам-драконам, соревнования по гребле на которых - одно из излюбленных зрелищ.
Дракон или драгонбот — большое 10-ти- или 20-местное каноэ, с головой и хвостом дракона. Впереди сидит барабанщик, который бьет в большой барабан, задавая ритм гребцам. На корме находится рулевой. Официальные соревнования проводятся только на таких лодках на дистанциях 200, 250, 500, 1000 и 2000 метров в мужском, женском и смешанном классах.
История этого вида спорта началась более 2000 лет назад в Китае. За этот период в Азии «драконы» приобрели такую популярность, что сегодня, по данным Азиатской и международной федераций, в этом регионе мира насчитывается около 150 миллионов человек, занимающихся и выступающих в турнирах. На ежегодных спортивных фестивалях за победу сражаются одновременно более 200 команд, представляющих свои страны, клубы и организации.
Одинаковый рисунок носовой части драгонбота помещен на таиландских монетах регулярного чекана: 1 бат 1977 г.
и 5 бат 1987 г.
Вьетнам в 1986 г. выпустил несколько монет с изображением соревнований на лодках-драконах: 10 донг и 100 донг – из серебра, 10 донг - из медно-никелевого сплава.
В КНР изготовили две монеты: серебряную, номиналом 10 юаней 2002 г., - с изображением гонок по реке, вторую – золотую, достоинством 500 юаней 1995 г. - со стилизованным под старину рисунком лодки-дракона.
КНДР в 2001 г. отчеканила с такой же лодкой серебряные 20 вон. И, наконец, Канада в 2017 г. лодке-дракону посвятила серебряные 25 долларов весом в 1 унцию. Рисунок во многом условный. На реверсе в цвете изображена голова дракона, держащего в пасти жемчужину.