Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Речные суда на памятных монетах и жетонах
Речные суда на памятных монетах и жетонах
Речные суда на памятных монетах и жетонах

Они были построены в 1891 году и, несмотря на многочисленные реконструкции, суда сохранили облик, соответствующий концу XIX века.

Венгрия посвятила этим пароходам серебряную памятную монету номиналом 2000 форинтов, отчеканенную в 1997 г.


Но самый древний из плавающих до сих пор пароходов – датский колесный «Hjejlen» (Хьейлен). Ему посвящена монета Дании регулярного чекана номиналом 20 крон. «Hjejlen» работает с 1861 года, и на нем совершаются экскурсии из города Силькеборг по реке Гудено.


Швейцария в 2017 г. выпустила 20-франковую монету со старинным колесным пароходом «Uri».


Он оснащен двухцилиндровым паровым двигателем Sulzer мощностью 650 л.с. и одновременно принимает на борт 800 пассажиров, которые могут разместиться как в первом, так и во втором классах. «Uri» возит экскурсии по Женевскому озеру с 1901 года и по настоящее время. Всего же воды Женевского озера бороздит флотилия из восьми колесных судов, построенных до 1927 года, и «Uri» – самый старый из них.


Речному пассажирскому теплоходу уже современной постройки посвятила серебряные 500 шиллингов Австрия. Это произошло в 1984 г., когда праздновался столетний юбилей австрийского коммерческого судоходства на Боденском озере. На реверсе 500 шиллингов изображен пассажирский теплоход «Vorarlberg» (Форарльберг) постройки 1964 г. Под изображением теплохода помещен герб провинции Форарльберг, название которой он носит.

На всех остальных монетах помещены исторические суда, которые уже давно не плавают.

В 1816 году по реке Шпрее между Берлином и Потсдамом начались регулярные рейсы первого немецкого речного парохода «Принцесса Шарлотта». Этому колесному пароходу, а также «Королеве Марии» Северная Корея в 2003 г. посвятила по латунной монете достоинством 20 вон каждая.



«Королева Мария» была первым пароходом, который ходил по Верхней Эльбе. Построенный в Лейпциге в 1837 г., он проработал на линиях до 1846 г. и на нем помещалось от 300 до 500 пассажиров.


Чехословакия в 1991 г. выпустила серебряные 50 крон, посвященные 150-летию со дня первого регулярного рейса парохода «Богемия». Это детище инженера Джона Йозефа Растона и судовладельца Джона Эндрю совершило первый рейс в мае 1841 г.


Корпус парохода, надстройки и кожуха гребных колес «Богемии» были выполнены из дерева. Из железных угловых профилей изготавливались лишь боковые и днищевые шпангоуты. Судно имело необычно удлиненный корпус с почти прямоугольным сечением в центральной его части. На носу была установлена фигура окрашенного серебряной краской чешского льва с золотой королевской короной на голове. Во время переходов по чешской территории на кормовом флагштоке поднимался красный флаг с узкими белыми горизонтальными кромками и с серебряным чешским львом посередине. На территории Венгрии флаг заменялся красно-бело-красным с изображением щита. Мачта несла длинный бело-красно-белый вымпел с надписью названия парохода. Что касается двухцилиндровой паровой машиной с цилиндрами качающегося типа, то при 40 об/мин она развивала мощность 37,5 кВт (51 л. с.).

Еще несколько памятных серебряных монет отчеканено в Венгрии в честь колесных пароходов, плававших по Дунаю в XIX - начале XX века. Это 500 форинтов 1993 г. с пароходом «Арпад» (Arpad), 500 форинтов 1994 г. с «Каролиной» (Carolina) и 1000 форинтов 1995 г. с «Хаблени» (Hableany).

Болгария в 1992 г. выпустила серебряные 100 левов с изображением дунайского парохода «Радецкий». Это один из символов освобождения Болгарии от турецкого владычества.


В 1876 году «Радецкий» был захвачен на Дунае отрядом повстанцев, возглавляемым Христо Ботевым. Ботев и его соратники угрозами вынудили капитана высадить отряд на болгарском берегу неподалеку от села Козлодуй. Отряд принял участие в битве при Враце и был уничтожен, а сам Ботев погиб. В месте высадки отряда установлена памятная стела.


Спущенный в 1851 г. на воду «Радецкий» проплавал до 1914 г. В 1966 году на средства, собранные болгарскими пионерами, он был воссоздан как пароход-музей, пришвартован у специально оборудованной пристани в Козлодуе и время от времени совершает экскурсии по Дунаю.

Переместимся в Новый Свет на Миссисипи. О колесных пароходах, ходивших по этой реке мы знаем во многом благодаря произведению Марка Твена «Жизнь на Миссисипи». Этому писателю и колесным пароходам посвящены несколько монет островов Кука. Это биметаллическая монета номиналом $25 со вставкой из перламутра, серебряная и золотая монеты номиналом по $50. Обе входят в серию «500 лет открытия Америки».


Сами США в 2016 г. отчеканили золотые $5 с изображением такого парохода.


Куба в 1998 г. выпустила 10 серебряных песо с изображением парохода «Миссисипи».

Еще одна кубинская монета 1993 г. с колесным пароходом входит в серию «История почты Кубы». Она из серебра и имеет номинал 5 песо. На монете изображен колесник Almendares, который плавал по одноименной реке, проходящей через Гавану.


Канада в память 175-летия первого рейса колесного парохода «Фронтенак» выпустила в 1991 г. серебряный доллар. Сам этот рейс - событие для Северной Америки весьма значительное. Отплытием из Эрнестауна 7 сентября 1816 г. «Фортенак ознаменовал открытие плавания пароходов по Великим озерам.


Серебряная монета Парагвая 2002 года номиналом 1 гуарани посвящена 50-й годовщине Центрального Банка страны, здание которого изображено на аверсе монеты. На реверсе показана канонерская лодка «Парагвай».


Это один из старейших в мире боевых кораблей, находящихся и поныне на службе. Канонерка вошла в строй в конце 1930 г., за два года до начала войны Парагваем и Боливией (1932-1935 гг.) за обладание частью области Гран-Чако. Эта канонерка вместе с кораблем «Умайта» (с 2000-го года является кораблем-музеем) была спроектирована русскими моряками. Они закончили проект обеих канонерок в конце 1927 года. Для постройки кораблей была выбрана Италия. В 1929 году состоялась их закладка, в строй обе вошли в конце 1930-го и в мае 1931-го. Канонерки пришли своим ходом в Парагвай, совершив переход через Атлантику.

Руководил проектными работами капитан первого ранга князь Язон Константинович Туманов, который находился в Парагвае с 1925 года. Впоследствии князь стал основным советником руководства флота этой латиноамериканской страны. Язон Константинович обладал завидным опытом боевых действий в составе самых различных сил флота и на самых разнообразных театрах — от речных до океанских. Следует отметить, что войну в Гран-Чако парагвайцы выиграли во многом благодаря русским офицерам, эмигрировавшим в эту страну после октября 1917-го. Даже начальником Генерального штаба Парагвая был генерал Иван Тимофеевич Беляев (1875-1957). Всего в армии этой страны служило 80 бывших белогвардейских офицеров, эмигрировавших из России.

Коротко о тактико-технических данных обеих канонерок. Они имели по тем временам довольно большое водоизмещение - 750 тонн. Это дало возможность разместить на них достаточно мощную артиллерию из четырех орудий главного калибра в 120 мм с углом возвышения в сорок пять градусов, что позволяло вести навесную стрельбу по береговым целям. Имелась зенитная артиллерия как дальнего, так и ближнего боя. К тому же канонерки были защищены противоосколочной броней, что позволяло вступать в бой на дальних дистанциях с полевой артиллерией противника.

Но главное: они обладали большой скоростью - 18,5 узлов. Это было примерно на 4-5 узлов выше, чем у канонерок и катеров всех пограничных с Парагваем стран.

Рассмотрим теперь, какие металлические жетоны посвящены речным судам. Начнем с первого в мире речного ледокола, который вошел в историю как «Саратовский ледокол», жетон с которым несколько лет назад выпущен в Саратове.


В настоящее время ледокол покоится под мостом между Саратовом и Энгельсом, в 50 метрах от берега. Этот уникальный корабль представляет огромную историческую и культурную ценность Он самый старый сохранившийся ледокол в мире.

«Саратовский ледокол» - свидетель и участник всемирно известных исторических событий ХХ века: революции, гражданской войны, Сталинградской битвы, в 1950-1960-е годы — строительства самого длинного на тот период моста в Европе и Сталинградской ГЭС.


«Саратовский ледокол» прошел из Англии на Волгу своим ходом. Он начал работать на железнодорожной переправе через эту реку в 1896 г. Закончил свою работу и затонул в 1969 году. В последние годы было предпринято несколько безуспешных попыток поднять ледокол со дна реки и восстановить.

Несколько различных жетонов выпустила парижская пассажирская компания «Bateaux Parisiens», проводящая круизные рейсы по Сене в пределах Парижа.


В ее флот из 17-ти «речных трамвайчиков» входят тримараны, изображение которых помещено на одном из жетонов (всего компания выпустила четыре или более жетонов). Из «речных трамвайчиков» семь носят имена французских звезд эстрады и кино. Они предназначены только для прогулок. Пять носят названия драгоценных камней и это плавучие рестораны, обслуживание в которых я оценил во время командировки во Францию.


Сама компания «Bateaux Parisiens» организована в 1956 году директором ресторана Эйфелевой башни господином Andre Pignarre. Впоследствии его бизнес был приобретен мировым лидером питания - компанией Содексо. Круизы «Bateaux Parisiens» пользуются большой популярностью и принимают более 3,5 млн пассажиров в год.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 4(65) 2023
№ 4(65) 2023
;