В СССР было выпущено несколько памятных серебряных и одна медно-никелевая монета с изображениями ледоколов – от «Ермака» до атомных.
Серебряная монета с «Ермаком» выпущена в 1996 г. и имеет номинал 3 рубля. Она вошла в серию «300-летие российского флота», и на правой стороне реверса монеты изображен портрет инициатора создания ледокола - адмирала Макарова.
В 1897 году Макаров предложил Морскому министерству финансировать постройку ледокола для изучения возможностей Северного морского пути и получил отказ под предлогом нехватки средств. Тогда Макаров начал выступать с публичными лекциями, доказывая важность своего замысла. На проект обратил внимание министр финансов Сергей Витте. При его поддержке была создана техническая комиссия, наметившая конструкцию и основные параметры ледокола. 14 ноября 1897 года Витте представил Николаю II докладную записку о проекте. Император начертал «С-ъ» («Согласенъ») и сам выбрал название - «Ермак». Спустя месяц был подписан контракт с англичанами, верфь Armstrong Whitworth & Co взялась построить ледокол за 10 месяцев, запросив 1,5 млн рублей — разумную по тем временам сумму. Пережив две мировые войны, когда ледокол входил в состав ВМФ, он а 1963 г. был списан. Попытки сохранить «Ермак» как памятник-музей успеха не имели, и в следующем году он пошел на слом.
Из ледоколов дореволюционной постройки на золотой монете номиналом 100 рублей чеканки 1995 г. изображен «Красин», который первоначально назывался «Святогор». Он был построен в 1916 г. на той же английской верфи, что и «Ермак». Сама монета посвящена спасению Умберто Нобиле в 1928 г. На ее реверсе изображен «Красин», справа от которого показана палатка с группой полярников на льдине.
История экспедиции Нобиле и ее спасения таковы. Стартовав 23 мая 1928 г. в Кингсбее (Шпицберген), дирижабль «Италия» при сильном попутном ветре уже на следующий день достиг Полюса. Снизившись до ста метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг и большой дубовый крест, врученный им папой Пием XI. Затем вновь набрали высоту и отправились в обратный путь. Однако возвратиться в Кингсбей «Италии» не было суждено - 25 мая дирижабль потерпел катастрофу. Первым, кто услышал сигнал бедствия от радиста дирижабля, был радиолюбитель Шмидт из архангельского села Вознесенье-Вохма. Началась спасательная операция, и 23 июня шведский пилот Лундборг снял с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле.
Остальных членов экспедиции сняли с льдины моряки ледокола «Красин». Хотя на тот период самый мощный в мире ледокол готовили в Ленинграде к длительной консервации «до лучших времен», за 4 дня 7 часов и 48 минут он был полностью подготовлен к полярному походу для участия в спасательной экспедиции. Все прошло довольно удачно: участники экспедиции и экипаж летчика Чухновского, «Юнкерс» которого потерпел аварию при поисках итальянских полярников, были подняты на борт. «Красин» взял курс на Шпицберген, и там спасенных ждало итальянское судно «Чита де Милано».
Для участников спасательной экспедиции на ледоколе «Красин» Осоавиахим СССР выпустил памятный ромбовидный знак. Он из серебра, покрыт золотом и эмалью. Сейчас такие знаки – большая редкость. Один из них на аукционе фирмы «Монеты и медали» был продан за 550 тысяч рублей.
Первый в мире атомный ледокол «Ленин» изображен на нескольких монетах. Это золотая монета номиналом в 1000 рублей, входящая в серию «Международный полярный год» (2007 г.).
От имени тихоокеанского островного государства Ниуэ по заказу Сбербанка России выпущена монета номиналом в один доллар. На аверсе монеты на переднем плане находится изображение памятника защитникам Заполярья, на заднем - ледокола «Ленин». Сама монета посвящена 75-летию со дня основания Мурманской области в мае 2013 года.
Ледокол «Арктика» представлен на монете номиналом 100 рублей из медно-никелевого сплава, входящей в серию «300-летие Российского флота» (1996 г.).
Безымянный ледокол мы видим на 25 серебряных рублях с длинным названием «Трансатлантический перелет В. П. Чкалова. Станция “Северный полюс”». На ней изображен экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова, самолет АНТ-25, палатка полярников и ледокол.
По заказу Ниуэ швейцарская компания Helvetic Mint отчеканила монету, посвященную освобождению из антарктических льдов советского круизного лайнера «Академик Шокальский». Номинал серебряной одноунциевой монеты - два новозеландских доллара, на ее аверсе помещен ледокол, движущийся во льдах.
История, положенная в основу рисунка монеты, следующая. В декабре 2013 г. российское судно ледового класса «Академик Шокальский» совершало круизный рейс к берегам Антарктиды и было зажато льдами. На его спасение были направлены три ледокола - китайский «Xue Long», австралийский «Aurora Australis» и американский «Polar Star». Но они не смогли пробиться, и 2 января 2014 года пассажиры зажатого льдами корабля были эвакуированы вертолетом на один из них. 7 января образовалась трещина во льдах, и «Академик Шокальский» начал движение. На другой день судно освободилось из ледового плена и вышло к чистой воде.
Украина в 2004 г. выпустила памятную монету из нейзильбера номиналом 5 гривен, посвященную своему единственному ледоколу «Капитан Белоусов».
Этот ледокол водоизмещением 5360 т был построен в 1953 г. на финской верфи «Wärtsilä» и в 1955 г. вышел на трассы Северного морского пути. В 1957 году в сложных ледовых условиях получил повреждения винтов и стал на зимовку во льдах в районе Тикси. Винты были сменены на плаву за время зимовки. До 2004 года ледокол принадлежал Азовскому морскому пароходству. В 2009 году за счет Мариупольского торгового порта была осуществлена реновация ледокола, в ходе которой были установлены 6 новых дизель-генераторов фирмы «Caterpillar». В зимний период «Капитан Белоусов» выполняет работу по проводке судов в Азовском море.
Финляндия на двух монетах номиналом по 5 марок регулярного чекана разместила два своих ледокола: «Urho»и «Varma».
Hа памятных монетах изображены принадлежащие Латвии и Эстонии два ледокола. Латвийский «Кришьянис Валдемарс» показан на серебряной монете номиналом 10 лат, вошедшей в серию «История кораблестроения». Свое название ледокол получил от небольшого ледокола, подорвавшегося на мине во время Великой Отечественной.
Эстонский «Тармо» помещен на серебряной монете тихоокеанского острова Палау номиналом $5. Это один из старейших ледоколов в мире - построен на верфи Oy Wärtsilä Ab Helsinki Yard в Хельсинки 1963 году. Эстония купила его у Финляндии в 1993 году.
Австралийский монетный двор г. Перт в 2007 г. свой четвертый выпуск серии «Австралийская Антарктическая территория» приурочил к 50-летию со дня основания Станции Дэвиса - самой южной из антарктических станций Австралии. Монета отчеканена из серебра и имеет номинал один австралийский доллар. У нее полихромное покрытие. В частности, в цвете изображен и ледокол Kista Dan, игравший важную роль в истории основания станций Дэвиса и Моусона. По имеющимся данным, ледокол в момент высадки первой экспедиции полярников на станцию принадлежал Дании.
Не забыла о своем ледокольном флоте и Канада. В 2012 году была отчеканена 20-долларовая серебряная монета с изображением ледокола «Луи Сен-Лоран».
Этот ледокол, принадлежащий береговой охране, крупнейший в Канаде. Он был построен полвека тому назад и до сих пор выполняет походы в северную часть Арктики.
Испания, также как и Россия, по случаю Международного полярного года в 2007 г., выпустила памятную серебряную монету номиналом 10 евро. На ней на фоне контуров Антарктиды помещено полярное научно-исследовательское судно ледового класса Hesperides. Оно принадлежит ВМС и используется для обслуживания научно-исследовательских баз в Антарктиде, а также для выполнения различных экспедиций.
И в заключение о двух жетонах и банкноте.
Первый жетон номиналом 250 рублей 2015 г. - ледокол «Ленин». Второй – пароход ледового класса «Челюскин». Оба входят в серию монетовидных жетонов «Знаменитые корабли Российского флота» Такие жетоны пользуются спросом среди коллекционеров и их можно купить по цене около одной тысячи рублей за штуку через Интернет.
Ровно полвека назад, когда отмечался 50- летний Советской власти были подготовлены к выпуску три банкноты номиналами 25, 50 и 100 рублей. На лицевой стороне всех пробных банкнот помещался портрет В.И. Ленина. На оборотной стороне 50 рублей был изображен ледокол «Ленин», ведущий во льдах Арктики караван судов.