Ледоколы и монеты

Ледоколы и монеты
24 Декабря 2017

На многих монетах, посвященных гражданским судам, изображены ледоколы.

Среди них есть одна уникальная, за которую в октябре 2017 г. на аукционе фирмы «Монеты и медали» заплатили 5,5 млн рублей. Это пробная золотая монета «Крайний Север СССР», на которой изображен белый медведь на фоне дрейфующей полярной станции и каравана из ледокола и грузового судна. А ровно 10 лет назад на аукционе той же фирмы такая же монета, но отчеканенная из серебра, была продана за $36 тысяч.

В СССР было выпущено несколько памятных серебряных и одна медно-никелевая монета с изображениями ледоколов – от «Ермака» до атомных.

Серебряная монета с «Ермаком» выпущена в 1996 г. и имеет номинал 3 рубля. Она вошла в серию «300-летие российского флота», и на правой стороне реверса монеты изображен портрет инициатора создания ледокола - адмирала Макарова.


В 1897 году Макаров предложил Морскому министерству финансировать постройку ледокола для изучения возможностей Северного морского пути и получил отказ под предлогом нехватки средств. Тогда Макаров начал выступать с публичными лекциями, доказывая важность своего замысла. На проект обратил внимание министр финансов Сергей Витте. При его поддержке была создана техническая комиссия, наметившая конструкцию и основные параметры ледокола. 14 ноября 1897 года Витте представил Николаю II докладную записку о проекте. Император начертал «С-ъ» («Согласенъ») и сам выбрал название - «Ермак». Спустя месяц был подписан контракт с англичанами, верфь Armstrong Whitworth & Co взялась построить ледокол за 10 месяцев, запросив 1,5 млн рублей — разумную по тем временам сумму. Пережив две мировые войны, когда ледокол входил в состав ВМФ, он а 1963 г. был списан. Попытки сохранить «Ермак» как памятник-музей успеха не имели, и в следующем году он пошел на слом.

Из ледоколов дореволюционной постройки на золотой монете номиналом 100 рублей чеканки 1995 г. изображен «Красин», который первоначально назывался «Святогор». Он был построен в 1916 г. на той же английской верфи, что и «Ермак». Сама монета посвящена спасению Умберто Нобиле в 1928 г. На ее реверсе изображен «Красин», справа от которого показана палатка с группой полярников на льдине.

История экспедиции Нобиле и ее спасения таковы. Стартовав 23 мая 1928 г. в Кингсбее (Шпицберген), дирижабль «Италия» при сильном попутном ветре уже на следующий день достиг Полюса. Снизившись до ста метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг и большой дубовый крест, врученный им папой Пием XI. Затем вновь набрали высоту и отправились в обратный путь. Однако возвратиться в Кингсбей «Италии» не было суждено - 25 мая дирижабль потерпел катастрофу. Первым, кто услышал сигнал бедствия от радиста дирижабля, был радиолюбитель Шмидт из архангельского села Вознесенье-Вохма. Началась спасательная операция, и 23 июня шведский пилот Лундборг снял с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле.

Остальных членов экспедиции сняли с льдины моряки ледокола «Красин». Хотя на тот период самый мощный в мире ледокол готовили в Ленинграде к длительной консервации «до лучших времен», за 4 дня 7 часов и 48 минут он был полностью подготовлен к полярному походу для участия в спасательной экспедиции. Все прошло довольно удачно: участники экспедиции и экипаж летчика Чухновского, «Юнкерс» которого потерпел аварию при поисках итальянских полярников, были подняты на борт. «Красин» взял курс на Шпицберген, и там спасенных ждало итальянское судно «Чита де Милано».

Для участников спасательной экспедиции на ледоколе «Красин» Осоавиахим СССР выпустил памятный ромбовидный знак. Он из серебра, покрыт золотом и эмалью. Сейчас такие знаки – большая редкость. Один из них на аукционе фирмы «Монеты и медали» был продан за 550 тысяч рублей.


Первый в мире атомный ледокол «Ленин» изображен на нескольких монетах. Это золотая монета номиналом в 1000 рублей, входящая в серию «Международный полярный год» (2007 г.).


От имени тихоокеанского островного государства Ниуэ по заказу Сбербанка России выпущена монета номиналом в один доллар. На аверсе монеты на переднем плане находится изображение памятника защитникам Заполярья, на заднем - ледокола «Ленин». Сама монета посвящена 75-летию со дня основания Мурманской области в мае 2013 года.

Ледокол «Арктика» представлен на монете номиналом 100 рублей из медно-никелевого сплава, входящей в серию «300-летие Российского флота» (1996 г.).

Безымянный ледокол мы видим на 25 серебряных рублях с длинным названием «Трансатлантический перелет В. П. Чкалова. Станция “Северный полюс”». На ней изображен экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова, самолет АНТ-25, палатка полярников и ледокол.

По заказу Ниуэ швейцарская компания Helvetic Mint отчеканила монету, посвященную освобождению из антарктических льдов советского круизного лайнера «Академик Шокальский». Номинал серебряной одноунциевой монеты - два новозеландских доллара, на ее аверсе помещен ледокол, движущийся во льдах.


История, положенная в основу рисунка монеты, следующая. В декабре 2013 г. российское судно ледового класса «Академик Шокальский» совершало круизный рейс к берегам Антарктиды и было зажато льдами. На его спасение были направлены три ледокола - китайский «Xue Long», австралийский «Aurora Australis» и американский «Polar Star». Но они не смогли пробиться, и 2 января 2014 года пассажиры зажатого льдами корабля были эвакуированы вертолетом на один из них. 7 января образовалась трещина во льдах, и «Академик Шокальский» начал движение. На другой день судно освободилось из ледового плена и вышло к чистой воде.

Украина в 2004 г. выпустила памятную монету из нейзильбера номиналом 5 гривен, посвященную своему единственному ледоколу «Капитан Белоусов».


Этот ледокол водоизмещением 5360 т был построен в 1953 г. на финской верфи «Wärtsilä» и в 1955 г. вышел на трассы Северного морского пути. В 1957 году в сложных ледовых условиях получил повреждения винтов и стал на зимовку во льдах в районе Тикси. Винты были сменены на плаву за время зимовки. До 2004 года ледокол принадлежал Азовскому морскому пароходству. В 2009 году за счет Мариупольского торгового порта была осуществлена реновация ледокола, в ходе которой были установлены 6 новых дизель-генераторов фирмы «Caterpillar». В зимний период «Капитан Белоусов» выполняет работу по проводке судов в Азовском море.

Финляндия на двух монетах номиналом по 5 марок регулярного чекана разместила два своих ледокола: «Urho»и «Varma».


Hа памятных монетах изображены принадлежащие Латвии и Эстонии два ледокола. Латвийский «Кришьянис Валдемарс» показан на серебряной монете номиналом 10 лат, вошедшей в серию «История кораблестроения». Свое название ледокол получил от небольшого ледокола, подорвавшегося на мине во время Великой Отечественной.


Эстонский «Тармо» помещен на серебряной монете тихоокеанского острова Палау номиналом $5. Это один из старейших ледоколов в мире - построен на верфи Oy Wärtsilä Ab Helsinki Yard в Хельсинки 1963 году. Эстония купила его у Финляндии в 1993 году.


Австралийский монетный двор г. Перт в 2007 г. свой четвертый выпуск серии «Австралийская Антарктическая территория» приурочил к 50-летию со дня основания Станции Дэвиса - самой южной из антарктических станций Австралии. Монета отчеканена из серебра и имеет номинал один австралийский доллар. У нее полихромное покрытие. В частности, в цвете изображен и ледокол Kista Dan, игравший важную роль в истории основания станций Дэвиса и Моусона. По имеющимся данным, ледокол в момент высадки первой экспедиции полярников на станцию принадлежал Дании.

Не забыла о своем ледокольном флоте и Канада. В 2012 году была отчеканена 20-долларовая серебряная монета с изображением ледокола «Луи Сен-Лоран».

Этот ледокол, принадлежащий береговой охране, крупнейший в Канаде. Он был построен полвека тому назад и до сих пор выполняет походы в северную часть Арктики.


Испания, также как и Россия, по случаю Международного полярного года в 2007 г., выпустила памятную серебряную монету номиналом 10 евро. На ней на фоне контуров Антарктиды помещено полярное научно-исследовательское судно ледового класса Hesperides. Оно принадлежит ВМС и используется для обслуживания научно-исследовательских баз в Антарктиде, а также для выполнения различных экспедиций.

И в заключение о двух жетонах и банкноте.

Первый жетон номиналом 250 рублей 2015 г. - ледокол «Ленин». Второй – пароход ледового класса «Челюскин». Оба входят в серию монетовидных жетонов «Знаменитые корабли Российского флота» Такие жетоны пользуются спросом среди коллекционеров и их можно купить по цене около одной тысячи рублей за штуку через Интернет.


Ровно полвека назад, когда отмечался 50- летний Советской власти были подготовлены к выпуску три банкноты номиналами 25, 50 и 100 рублей. На лицевой стороне всех пробных банкнот помещался портрет В.И. Ленина. На оборотной стороне 50 рублей был изображен ледокол «Ленин», ведущий во льдах Арктики караван судов.


На 25 рублях был помещен космический корабль, на 100-рублевой купюре - Дворец Съездов в Кремле. Если бы проект был осуществлен, то эти купюры стали бы первыми в истории нашей страны юбилейными выпусками, на много лет опередившими выпуск банкнот, посвященных Олимпиаде в Сочи.

Автор: Андрей Барановский

Соц. сети
Подписка
Будь в курсе последних новостей:
Журнал
Популярные
Новости партнеров

Курсы валют
c 19.01.2018
c 20.01.2018
USD
56.5925
56.5892
EUR
69.1730
69.3953
Драгоценные металлы
c 20.01.2018
Золото
2426.61
Серебро
31.41
Платина
1823.04
Палладий
2018.3