Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Корабли Второй мировой войны и нумизматика
Корабли Второй мировой войны и нумизматика
Корабли Второй мировой войны и нумизматика

Серия называется «Военные корабли. Вторая Мировая война». В нее входят корабли ВМФ Англии, Канады, Австралии, США и Франции. В их числе «Худ» - новейший крейсер британского флота того времени.


Следующей по времени страной, выпустившей несколько больших серий, посвященных в том числе боевым кораблям Второй мировой войны (около десятка) стали Маршалловы острова. В 1998 г. от их имени были отчеканены монеты номиналом $5 из медно-никелевого сплава, $10 – из латуни и $50 – из серебра. На монетах показаны: линкоры - немецкие «Бисмарк» и «карманный» линкор – «Адмирал граф Шпее», английский «Дорсетшир», японский «Ямато», американские «Миссисипи» и «Нью-Джерси», авианосцы - «Энтерпрайс» и «Хорнет», американский легкий крейсер «Джуно» (потопленный японской субмариной 13 ноября 1942 г. во время сражения за Гуадалканал).

Находящиеся в южной части Атлантики и принадлежащие Великобритании острова Тристан-Да-Кунья в 2008 г. выпустили серию из 9 медно-никелевых монет «Знаменитые корабли Британского флота» номиналом 1 крона каждая. На них изображены эсминец «Ковентри», легкий крейсер «Белфаст», легкий авианосец «Инвинсибл», авианосец «Арк Ройал». Этот авианосец входит также в упомянутую серию Гибралтара.

«Арк Ройял» принимал активное участие в охоте на немецкий линкор «Бисмарк». Сам момент потопления «Бисмарка» изображен на золотой монете острова Ниуэ номиналом в 5 новозеландских долларов выпуска 2016 г.

Фактический «близнец» «Бисмарка» - линкор «Тирпиц» - нашел свое отражение на медно-никелевой монете Гибралтара достоинством 1 крона.

От имени тихоокеанского острова Токелау в 2013 г. отчеканена серия однодолларовых монет «Линкоры Второй мировой войны». Это овальные медно-никелевые монеты с посеребрением, реверс каждой - с полихромным рисунком. Такой формат как нельзя лучше позволяет с подробностями изобразить морские громады длиной почти в треть километра. В серию вошли советский «Севастополь», английский «Принц Уэльский», французский «Ришелье», американский «Миссури», немецкий «Бисмарк» и японский «Ямато».

Другой французский линкор - «Дюнкерк» - изображен на монете номиналом 1,5 евро, выпущенной от имени Мартиники в 2004 г.

Малави в 2005 г. отметило 60-летие окончания Второй мировой выпуском четырех латунных прямоугольных монет. На них изображены: авианосец «Корал Си», линкоры «Вячеслав Молотов» и «Миссури», крейсер «Худ».

От имени Соломоновых островов выпущена большая серия серебряных монет «Легендарные боевые корабли» (от древних до современных) номиналом по $25. Их героями стали: линкор «Бисмарк», английский крейсер «Дорсетшир» и американский линкор «Миссури».

Австралийский монетный двор г. Перт в 2007 г. от имени островов Тувалу выпустил серию из пяти серебряных монет номиналом $1 с полихромным покрытием «Исторические линкоры Второй мировой войны». В серию вошли «Севастополь», «Худ» (хотя это был крейсер), «Бисмарк», «Ямато» и «Миссури». К набору прилагается номерное свидетельство подлинности монет, содержащее подробную информацию о каждом корабле, включая дату спуска на воду, размеры и перечень орудий главного калибра.


Еще линкорам посвящена серия ромбовидных серебряных двухунциевых монет номиналом по $10 тихоокеанского острова Палау. Она выпускается уже несколько лет, и на ней показаны следующие корабли этого класса: советский «Марат», итальянский «Витторио Венето», французский «Ришелье», японский «Ямато», английский «Принц Уэльский», немецкий «Бисмарк» и австралийский «Австралия».


Австралийский монетный двор г. Перт выпустил однодолларовую серебряную монету, посвященную легкому крейсеру «Сидней II». Памятная монета дополнена серебряной медалью, на которой изображен немецкий рейдер «Корморан» и двумя позолоченными копиями значков. Подробности боя между этими кораблями описаны в материале «Последний бой крейсера “Сидней”».

Королевский монетный двор Нидерландов в 2014 г. по заказу Новой Зеландии отчеканил однодолларовую серебряную монету «Крейсер “Ахиллес”», посвященную 75-летней годовщине начала Второй мировой. На реверсе изображен крейсер с матросами на палубе. На пристани в цвете запечатлены люди, встречающие корабль. Вверху выгравирована эмблема крейсера.

Крейсер «Ахиллес» прославился в ходе боя у Ла-Платы, который состоялся 13 декабря 1939 г. и стал первым крупным морским сражением Второй мировой войны. Тогда немецкий тяжелый крейсер «Адмирал граф Шпее», осуществлявший рейдерские операции, был обнаружен эскадрой, состоявшей из двух британских крейсеров и новозеландского «Ахиллес».

В ходе боя, несмотря на многочисленные повреждения, «Адмирал граф Шпее» все еще имел превосходство в огневой мощи по сравнению с кораблями союзников. Однако боезапаса немецкому кораблю хватило бы только на 20 минут интенсивного огня. Кроме этого, после боя ему бы пришлось уходить на север в попытке добраться до Германии. Сделать это без снарядов было бы невозможно, поскольку при подходе к берегам Европы ему пришлось бы столкнуться с другими кораблями британского флота.

И «Адмирал граф Шпее» зашел в устье реки Ла-Платы. Правительство Уругвая подчинилось давлению Англии и выделило немцам только три дня на починку крейсера, что было явно недостаточно. После совещания у Гитлера было решено затопить корабль, чтобы избежать интернирования в Уругвае, с последующей передачей корабля в руки Англии. 17 декабря, в 19.56, корабль был взорван командой недалеко от побережья. Команда в количестве почти 900 человек была интернирована в нейтральной Аргентине.

В количественном отношении из боевых кораблей Второй мировой больше всего монет посвящено линкорам, а среди них - «Миссури» (США). Это не удивительно, ведь на его борту был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Помимо перечисленных выше монет с «Миссури» необходимо упомянуть $1 Британских Виргинских островов с портретом Макартура в картуше (серия 2005 года «60-летие победы над Японией»).


Специально для военнослужащих США, размещенных на Окинаве, в 2016 г. была выпущена монета из медно-никелевого сплава номиналом $1 с изображением «Миссури».

Нужно отметить, что судьба почти всех иностранных линкоров, изображенных на монетах, оказалась незавидной. После войны свою службу продолжили практически только «Ришелье», «Миссури» и «Нью Джерси».


Краткие характеристики некоторых кораблей, которым посвящены монеты

• «Марат» — линкор ВМФ СССР водоизмещением 23 000 тонн типа «Севастополь» был заложен в 1909 г. спущен на воду в 1911 г. под названием «Петропавловск». Прошел модернизацию в 1931 г. Участвовал в советско-финляндской войне и Великой Отечественной войне.

3 сентября 1941 года корабль был тяжело поврежден во время авианалета на Кронштадт. Повреждения были вызваны прямым попаданием бомб, сброшенных пикирующими бомбардировщиками «Ю-87», один из которых пилотировал известный ас Ганс-Ульрих Рудель. В результате повреждений корабль был полностью затоплен и лег на грунт на глубине 11 м. Вся артиллерия вышла из строя.

В командование кораблем вступил капитан 3 ранга Л.Е. Родичев, под руководством которого силами уцелевших моряков и рабочих Кронштадтского ремонтного завода была частично восстановлена боеспособность корабля. 31 октября 1941 года башни №4 и №3 смогли вести огонь, а 9 ноября 1942 открыла огонь и башня №2.

Оставшиеся три орудийных башни и зенитные установки продолжали использоваться до окончания блокады Ленинграда. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его прежнее имя «Петропавловск».

28 ноября 1950 года «Петропавловск» был переклассифицирован в несамоходное учебное артиллерийское судно, получившее название «Волхов», 22 сентября следующего года переведен в класс несамоходных учебных кораблей, а в 1953 году разобран на металлолом.

• Линкор «Севастополь» введен в эксплуатацию в декабре 1914 г. Он имел нормальное водоизмещение 23300 тонн и максимальное - 26900 тонн. Обладал 12-ю 305 мм орудиями главного калибра. В советское время назывался «Парижская коммуна». В мае 1943 года ему было возвращено старое название «Севастополь».

Во время Великой Отечественной войны линкор участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива. 1 ноября 1941, ночью, во главе отряда боевых кораблей ушел в Поти из-за угрозы ударов авиации противника с захваченных аэродромов Крыма. 8 ноября 1941 года в первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем. Через месяц линкор снова подошел к Севастополю и открыл огонь по боевым порядкам врага. 5 декабря 1944 года линкор «Севастополь» под флагом командующего Черноморским флотом адмирала Ф.С. Октябрьского, следуя в кильватерной колонне, вошел на рейд освобожденного Севастополя.

В период боевых действий на Черном море линкор совершил 15 боевых походов, прошел в сложных боевых условиях около 8 тысяч миль; его орудия главного калибра произвели 10 стрельб (более 3 тыс. выстрелов) по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове; его зенитная артиллерия участвовала в отражении 21 атаки авиации противника, сбив 3 самолета; в результате эффективных мер, принимаемых командованием флота, корабль не получил ни одного серьезного повреждения.

Послевоенная служба «Севастополя» сложилась следующим образом. До 1954 г. он был боевой единицей Черноморского флота, когда его переклассифицировали в учебный корабль. В 1956 году исключен из состава ВМФ СССР и в 1956-1957 годах разобран на металлолом.

• Легкий крейсер «Молотов» водоизмещением 8882 т был построен в Николаеве . В основу его проекта был положен чертеж итальянского крейсера «Эудженио ди Савойя», для этого же крейсера предназначалась и главная энергетическая установка, которую итальянцы продали СССР. На ходовых испытаниях корабль показал лучшие для крейсеров своего проекта скоростные показатели - 36,3 узла при мощности турбин в 133 тысячи л. с. Вступил в состав Черноморского флота 14 июня 1941 г.

Накануне войны входил в отряд легких сил эскадры ЧФ и, в то же время, был единственным кораблем ВМС СССР, на котором была установлена отечественная радиолокационная станция «Редут-К». С 22 июня по 1 ноября 1941 крейсер базировался в Севастополе, отрабатывая организацию службы и участвуя в противовоздушной обороне Черноморского флота. 24 июня была установлена телефонная связь между крейсером, штабом флота и КП ПВО, благодаря которой данные от станции «Редут-К» сообщались в штаб флота по кабелю. Станция работала иногда по 20 часов в сутки, но ни разу не выходила из строя и помогла заранее предупреждать о налетах вражеской авиации. Все годы войны вместе другими кораблями Черноморского флота «Молотов» обеспечивал все крымские операции.

В августе 1942 г. при атаке немецкими самолетами-торпедоносцами прямым попаданием торпеды оторвало 20 м кормовой оконечности крейсера. Ему удалось дойти до Поти и встать у причала. Ремонт длился долго, и приемный акт восстановленного корабля был подписан 31 июля 1943 года.

18 августа 1944 года в составе отряда кораблей «Молотов» перебазировался в Новороссийск, а 5 ноября в составе эскадры ЧФ крейсер вернулся в Севастополь, где и встретил окончание войны. Всего с 22 июня 1941 по 1 января 1944 года «Молотов» прошел 11 652 мили за 697 ходовых часов.

После войны крейсер прошел доковый ремонт. На нем проводились испытания опытных образцов радиоэлектронного вооружения, предназначенного для строящихся крейсеров и РЛС обнаружения надводных целей и противовоздушной обороны. В 1955 году «Молотов» стал флагманским кораблем 50-й дивизии крейсеров ЧФ, и на нем держал свой флаг командир дивизии контр-адмирал С.М. Лобов.

19 августа 1947 года крейсер под командованием капитана 2 ранга Б.Ф. Петрова доставил из Ялты в Сочи И. Сталина. Во время плавания Сталин со свитой прошел по кораблю и осмотрел первую башню главного калибра. Вот что рассказывал нам, студентам Геофака МГУ, преподаватель кафедры военной метеорологии, который участвовал в подготовке этого похода: «На палубе был выстроен весь экипаж крейсера в парадной форме. Но на самом деле это была охрана Сталина – все моряки находились в отсеках корабля».


3 августа 1957 года после разоблачения антипартийной группы Молотова, Кагановича и Маленкова корабль был переименован в «Славу» (а ведь именно таким и было имя Молотова – Вячеслав). 14 января 1959 крейсер вышел из боевого состава и был законсервирован, спустя полтора года его расконсервировали и снова ввели строй. С августа 1961 г. «Слава» стал учебным крейсером. Потом он нес боевую службу в зоне военных действий на Средиземном море, выполняя задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии. С декабря 1970 года «Слава» находился в составе 70-й бригады противолодочных кораблей КЧФ. 4 апреля 1972 года крейсер исключили из состава ВМФ и вскоре разобрали на металл.

• Американский линкор «Миссури» был спущен на воду 29 января 1944 года. Выполнял функции сопровождения авианосных соединений в Тихом океане. 2 сентября 1945 года на борту линкора был подписан Акт о капитуляции Японии. В 1955 году был выведен в резерв ВМС США, после чего использовался в качестве учебного корабля. С 1984 года был модернизирован и в 1986 году был возвращен в боевой состав. Последний раз главный калибр линкора «Миссури» открывал огонь в Персидском заливе в 1991 году. Окончательно выведен из боевого состава 31 марта 1992 года, оставаясь в военно-морском регистре и резерве до 1995 года. В 1998 году стал кораблем-музеем, находящимся на вечной стоянке в Перл-Харборе. Будучи культовым кораблем, снят в нескольких кино- и телефильмах.

• Английский линкор «Принц Уэльский» вошел в строй в январе 1941 года и за недолгую службу успел принять участие в нескольких морских операциях Второй мировой войны (сражение с «Бисмарком», сопровождение конвоев на Мальту). Затем переведен на Тихоокеанский театр военных действий. 10 декабря 1941 года потоплен японской авиацией в бое у Куантана. Вместе с кораблем погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса.

• Японский линкор «Ямато» - самый большой линкор из когда либо построенных: его стандартное водоизмещение - 63 200 т, а полное - 72 810 т. Он был спущен на воду в 1940 г. и введен в эксплуатацию в конце 1941 г. Был потоплен американскими самолетами 7 апреля 1945 года к северу от Окинавы.

В качестве флагмана Объединенного флота «Ямато» почти не участвовал в боевых действиях. И только в июне 1944 года он принимал участие в сражении в Филиппинском море, где впервые открыл огонь в боевой обстановке, но позже выяснилось, что линкор обстрелял свою же авиацию.

Японское командование берегло свои линкоры для предполагаемого генерального сражения с американским флотом. В реальности война на Тихом океане вылилась в череду небольших, но изнурительных стычек, в которых силы японского флота таяли, пока сильнейшие линкоры отстаивались вдали от зон активных боевых действий. В результате в Императорском флоте сложилось скептическое отношение к этим кораблям, хорошо иллюстрируемое популярной у моряков поговоркой: «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор “Ямато”».

• Французский линкор «Ришелье» спущен на воду в 1939 г. Водоизмещение стандартное - 38 500 т (полное - 48 500 т). Был вооружен 8-ю 380-мм и 15-ю (позже 9-ю) 152-мм орудиями и сильным зенитным вооружением. Изначально строился для противодействия итальянскому флоту. После нападения Германии на Францию линкор «Ришелье» 18 июня 1940 года отбыл в Дакар, вывозя в трюмах золотые запасы Франции, Бельгии, Польши и частично Нидерландов. Потом было несколько сражений с британским флотом, так как большая часть французского флота подчинялась правительству в Виши.

Когда в ноябре 1942 года началось вторжение союзников в Северную Африку, «Ришелье» не предпринял никаких ответных действий, из-за повреждения кормы и двух орудий. Вторжение и недостаточно упорное, с точки зрения немцев, сопротивление французских войск вызвали оккупацию всей Франции. Затем последовало затопление флота в Тулоне и естественное освобождение всех оставшихся вне метрополии французских кораблей и гарнизонов от соблюдения условий перемирия. После успешных переговоров между союзниками и адмиралом Дарланом эти корабли перешли на сторону антигитлеровской коалиции. Все они после более двух лет, проведенных в бездействии, остро нуждались в модернизации и ремонте. Особенно это касалось зенитного вооружения и радарных систем. В январе 1943 года линкор с подкрепленной деревянным кессоном кормой отправился в Нью-Йорк с целью восстановительного ремонта и перевооружения. В процессе ремонта с линкора демонтировали две катапульты, заменили РЛС, убрали кран для подъема самолетов. После чего установили на корме 40 мм зенитное орудие. В 1943-1944 годах «Ришелье» вместе с силами Британского флота участвовал в освобождении Норвегии.

После окончания Второй мировой войны линкор использовался в конвоях французских войск, направляемых в Индокитай. Осуществлял артиллерийскую поддержку их высадки на побережье. В 1948 году переоборудован в артиллерийский учебный корабль. В 1958 году вошел в состав резервных сил. Спустя 10 лет, устарев морально, был отправлен на лом.

В рамках цикла «Корабли на монетах» на портале Gold10.ru опубликованы статьи:

• «Винджаммеры на монетах»,

Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 4(65) 2023
№ 4(65) 2023
;