Обладатели приза «Голубая лента Атлантики»

Приз из серебра «Голубая лента Атлантики»
19 Октября 2017

«Голубая лента Атлантики» - приз, который вручался сначала пароходам, а потом трансатлантическим лайнерам-турбоходам, которые с максимальной средней скоростью пересекли северную Атлантику.

За всю историю существования приза - с 1838 по 1952 гг. - его обладателями его стали 24 пассажирских судна. Из них шесть увековечены на монетах нескольких стран. Это «Дейчланд», получивший «Голубую ленту» в 1900 г., «Мавритания» (1909 г.), «Бремен» (1929 г.), «Европа» (1930г.), «Нормандия» (1935 г.) и «Куин Мэри» (1936 г.). Кстати, именно в борьбе за «Голубую ленту» в ходе своего первого трансатлантического рейса напоролся на айсберг и затонул «Титаник».

Автором «Голубой ленты Атлантики» был капитан лайнера «Колумбия» Джадкинс из английского пароходства «Кунард Лайн». Он предложил своему боссу учредить приз, который должен был бы стимулировать капитана и команду на трудовые подвиги. На грот-мачте мачте судна-рекордсмена стали бы вывешивать голубой вымпел, а команда получала денежное вознаграждение.

Идея оказалась плодотворной, и первым обладателем «Голубой ленты Атлантики» в 1838 г. (задним числом) стал «Грейт Вестерн», пересекший океан по маршруту Бристоль — Нью-Йорк за 14 дней 12 часов со средней скоростью в 8 узлов. Последний раз его получил в 1952 г. американский «Юнайтед Стейтс», который из Ливерпуля до Нью-Йорка доплыл за 3 дня 12 ч со средней скоростью около 35 узлов. С развитием трансатлантических авиаперелетов морской путь превратился в круизный, и «Голубую ленту» уже никто не пытался отобрать.

Какими качествами обладали призеры «Голубой ленты Атлантики», помещенные на монетах:

Немецкому лайнеру «Дейчланд» посвящена золотая монета номиналом $10 островов Кука. Ее отчеканила компания Coin Invest Trust в 2012 г.

История этого лайнера такова. Чтобы перехватить «Голубую Ленту Атлантики» у лайнеров «Кампания» и «Лукания» компании «Кунард Лайн», в 1897 году немецкая судоходная компания «Северогерманский Ллойд» представила свой лайнер тоннажем в 14 тыс. тонн «Kaiser Wilhelm der Grosse», развивавший скорость до 22 узлов. В результате «Голубая лента Атлантики» оказалась у германского лайнера.

Однако «Северогерманский Ллойд» не была единственной немецкой судоходной компанией. Компания HAPAG с завистью наблюдала за успехами конкурента. Новое судно тоннажем более чем 16 тыс. тонн вошло в состав флота 4 июля 1900 года под названием «Deutschland» («Германия»). Паровые машины четырехкратного расширения, вращавшие два винта, позволяли судну развивать среднюю скорость в 23 узла. «Deutschland» отобрал «Голубую Ленту Атлантики» у «Kaiser Wilhelm der Grosse». Но при всей свой роскоши лайнер имел существенную проблему - на высоких скоростях появлялась вибрация. Из-за большой качки пассажиры прозвали корабль «шейкером для коктейля».

Следующая монета посвящена «Мавритании». Это $20 серебряных долларов Либерии. Этот лайнер принадлежал компании «Кунард Лайн». Он завоевал «Голубую ленту Атлантики» в 1909 г. и удерживал ее до 1929 года, пока немецкий «Бремен» не пересек Атлантику на несколько часов быстрее.

История лайнера такова. В 1903 году «Кунард Лайн» и Британское правительство пришли к соглашению о постройке двух суперлайнеров — «Лузитании» и «Мавритании» - с гарантированной скоростью не менее 24 узлов. Британское правительство выдало «Кунард Лайн» ссуду в размере 2,6 млн фунтов стерлингов для строительства этих судов с условием, что они могут быть переоборудованы в вооруженные вспомогательные крейсеры в случае войны. В 1909 г. «Мавритания» пересекла Атлантику со средней скоростью 26,06 узла.

Вскоре после того как Великобритания 4 августа 1914 года объявила войну Германии, «Мавритания» и «Лузитания» были реквизированы британским правительством для использования их в качестве вооруженных коммерческих крейсеров. Но их большие размеры и чрезмерное потребление топлива сделали их неподходящими для такого применения. «Мавритания» была поставлена на прикол в Ливерпуле до мая 1915, «Лузитания» же была потоплена германской подлодкой.

«Мавритания» перевозила британские войска во время кампании в Галлиполи. Потом канадские войска и американские, когда Соединенные Штаты объявили войну Германии в 1917 г. Она была недосягаема для германских подлодок благодаря своей высокой скорости и выучке команды.

«Мавритания» вернулась на гражданскую службу 21 сентября 1919 года. Последний ее рейс из Нью-Йорка в Саутгемптон состоялся в сентябре 1934 г.

В 1929 г. «Мавритания» передала «Голубую ленту» немецкому «Бремену», показавшему среднюю скорость 27,91 узла. Ему посвящены 10 серебряных франков Конго (Браззавиль) выпуска 2001 г.

В свой первый трансатлантический рейс Бремерхафен — Нью-Йорк «Бремен» отправился 16 июля 1929 года. Он достиг Нью-Йорка (плавучего маяка Эмброуз) за 4 суток 17 часов и 42 минуты (считая от Шербура). Его средняя скорость составила 27,83 узла, в результате лайнер завоевал «Голубую ленту Атлантики».

«Бремен» стал одним из самых популярных судов на Северной Атлантике. В 1930 году к нему присоединилась однотипная ему «Европа». 

Она побила рекорд «брата» в западном направлении, пройдя участок Шербур — плавучий маяк Эмброуз за 4 суток 17 часов и 6 минут, показав среднюю скорость 27,91 узла. «Европа» помещена на $20 Либерии, выпущенных в 2000 г.

«Голубая лента» до 1935 г. была условной наградой – на мачте ее обладателя развивался только голубой флаг. Но в 1935 г. владелец плавающего под итальянским флагом лайнера «Рекс», пересекшего Атлантику за 4 дня 13 часов и 58 минут (28,92 узла) Гарольд Хейлз учредил 45-килограммовый кубок высотой 1,2 м. Интересна судьба самого кубка.

Пока его делали, французская «Нормандия» побила рекорд «Рекса», переплыв океан за  4 дня 3 часа и 14 минут со средней скоростью 29,94 узла.


«Нормандии» посвящены три монеты Парижского монетного двора (серебряные 10 и 50 евро и золотые 50 евро) выпуска 2014 г. Их дизайн одинаковый. Эти монеты входят в большую серию «Великие корабли Франции».

«Нормандия» была построена на верфи французского города Сен-Назер по заказу судоходной компании «Компани Женераль Трансатлантик» (CGT). Лайнер был спущен на воду 29 октября 1932 года. Автором его проекта был российский инженер Владимир Юркевич, который предложил руководству компании новые обводы корпуса. Проверка на модели доказала их эффективность, и предложение было принято.

После наступления Великой депрессии, CGT была вынуждена обратиться к правительству Франции за субсидиями. Просьба была удовлетворена, и работа продолжена. Именно в это время было выбрано название корабля. Отвергнув варианты «Жанна д’Арк», «Нептун», «Бенджамин Франклин», компания остановилась на «Нормандии», о чем стало известно лишь за 10 дней до спуска на воду.

Однако из-за тяжелой экономической ситуации в мире первый рейс был отложен до мая 1935 года, когда лайнер отправился из Гавра в Нью-Йорк.

Кроме скорости, лайнер запомнился размерами. Сначала судно должно было иметь водоизмещение 79280 регистровых тонн (брт), однако в условиях жесткой конкуренции с британским судном «Куин Мэри» (Queen Mary), на палубе создали пристройку, после чего водоизмещение увеличилось до 83423 брт. Это обеспечило лайнеру сохранения статуса крупнейшего корабля в мире. Кроме того это был самый шикарный круизный лайнер того времени.

31 августа 1939 года французский лайнер должен был отправиться в обратный путь в Гавр, однако был задержан в порту Нью-Йорка для проверки, нет ли на нем оружия. Но на следующий день началась война, и «Нормандия» так и осталась в нью-йоркском порту.

После оккупации Франции немецким войсками в июне 1940 года корабль был конфискован. Переименовав его в «Лафайет», вооруженные силы США начали переоснащать корабль для использования в качестве транспортного судна.

Ввиду отсутствия достаточно большого сухого дока переоборудование началось прямо у пирса №88, но 9 февраля 1942 года произошла катастрофа. В «Гранд Салоне» лайнера команда рабочих была занята разрезанием переборок газовыми горелками. Один из рабочих случайно поджег искрами кипу спасательных жилетов. Система пожаротушения на лайнере была отключена, а прибывшие пожарные не смогли быстро потушить пожар из-за хаоса и быстрого распространения пламени. Вода, залитая на шлюпочную палубу «Нормандии», стала скапливаться с одной стороны, вызывая опасный крен. Ночью крен увеличивался. Огонь потух. Приблизительно в 02:45 ночи 10 февраля «Нормандия» медленно опрокинулась на левый борт и осталась лежать у пирса под углом 79°. В 1943 году судно было поднято из воды, а в октябре 1946 года — пущено на металлолом, поскольку восстановление было слишком дорогим.

Следующим обладателем «Голубой ленты» в 1936 г. стала английская «Куин Мэри» с результатом 4 дня 0 часов 27 минут (средняя скорость 30,14 узла). Лайнер помещен на одной кроне острова Мэн 1988 г. Монета входит в серию «Двухсотлетие паровой навигации».

В 2000 году по заказу Либерии были отчеканены две монеты с изображением этого лайнера - из медно-никелевого сплава ($5) и серебра ($20).


«Куин Мэри» была спущена на воду в Глазго со стапелей верфи Джона Брауна 26 сентября 1934 года. Гордостью лайнера стал главный обеденный салон, по размерам равный дворцовому залу. На отделку салона и других помещений пошли лучшие породы дерева, шелк, бархат, стены и потолок украсили картины и гобелены, скульптурная лепка. Интерьер дополняли огромные зеркала и изящная мебель из орехового и красного дерева. Лайнер имел мощную электростанцию (семь турбогенераторов по 10 тыс. киловатт каждый), достаточную для обеспечения электроэнергией небольшого города. На судне был установлен самый большой в истории руль весом 150 тонн.


1 марта 1940 года, направляясь в Нью-Йорк и имея на борту 2332 пассажира, капитан получил радиошифровку с приказом о «призыве» лайнера на военную службу. Корпус «Куин Мэри» был перекрашен, и через двадцать дней элегантная «королева» превратилась в серо-стального гиганта. В конце 1941 года Уинстон Черчилль совершил на нем визит в Вашингтон.

В течение 20 лет после окончания Второй мировой войны лайнер исправно продолжал обслуживать трансатлантическую линию. Всего же за 31 год плавания «Куин Мэри» перевезла более 2 млн 115 тыс. платных пассажиров (были еще военнослужащие США, переправляемые на европейский театр военных действий).

9 декабря 1967 года океанский лайнер завершил последний рейс. Чтобы перебраться в свой последний порт приписки Лонг-Бич (Калифорния), «Куин Мэри» пришлось огибать Южную Америку и мыс Горн, так как ширина клрабля на целый метр превышала ширину Панамского канала. Теперь лайнер используется в качестве морского музея. 85 тыс. кв. футов площади отведено для проведения презентаций, собраний и съездов, 50 тыс. — для шоу и выставок. На борту имеются 16 салонов с возможностью разместить до 2000 человек одновременно и гостиница на 365 мест. Для желающих вступить в брак на лайнере имеется свадебная часовня и церковь.

В настоящее время регулярные рейсы через Атлантику совершает только один лайнер – «Куин Мэри-2» компании Cunard. Этому кораблю посвящены три монеты: одна крона из медно-никелевого сплава острова Мэн 2004 г., два серебряных рэнда ЮАР чеканки 2011 г. и $5 Либерии из медно-никелевого сплава 2006 г.


Так как времена гонок за «Голубую ленту» ушли в прошлое, рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк на «Куин Мэри-2» длится шесть дней в одну сторону и семь – в обратную.

В рамках цикла «Корабли на монетах» на портале Gold10.ru опубликована статья «Винджаммеры на монетах».

Автор: Андрей Барановский

Соц. сети
Подписка
Будь в курсе последних новостей:
Журнал
Популярные
Новости партнеров

Курсы валют
c 20.11.2017
c 21.11.2017
0.0000
0.0000
0.0000
0.0000
Драгоценные металлы
c 21.11.2017