Винджаммеры на монетах

26 Сентября 2017

Данная статья открывает новую серию авторских материалов, объединенных одной темой.

Винджаммер с английского переводится как «выжиматель ветра». Практически они были последними крупными коммерческими парусными судами.

Появились винджаммеры в конце XIX – начале ХХ в. Хотя к этому времени пароходы стали достаточно экономичны, чтобы вытеснить парусники с европейских линий, но трансокеанские маршруты оставались им неподвластны. На этих маршрутах необходимо было проводить дополнительную бункеровку и для этого содержать сеть промежуточных угольных станций.

При строительстве винджаммеров использовали все новинки кораблестроения того времени - прежде всего, их корпуса делали из стали. Корабли стали больше и имели большее удлинение корпусов, в результате чего сильно выросла их средняя скорость. Кроме стальных корпусов винджаммеры получили также стальные мачты, позволившие поднять паруса на большую высоту и увеличить площадь парусности. Более длинные корпуса позволяли устанавливать больше мачт — от трех до четырех и более. Для работы с парусами начала использовать лебедки с паровым или электрическим приводом.

Количество самих мачт достигло семи. Этим гордилась американская шхуна «Томас Лоусон», которой посвящена одна из 6 монет набора островов Кука «Парусники ХХ века». Серебряные монеты серии имеют номинал $5, золотые - $100. В серию вошли винджаммеры: советские - «Седов» (спущен на воду в 1921 г.) и «Крузенштерн» (1926 г.), немецкий «Пройссен» (1902 г.), французский «Франс II» (1911 г.) и норвежский «Кристиан Радик» (1937 г.). На каждой монете в картуше помещен портрет человека, в честь которого винджаммер и получил свое имя.


Еще одну серию монет из золота номиналом по 1000 франков, посвященную винджаммерам, выпустила в 2016 г. Гвинея. В серию вошли следующие парусники – «Deutschland», «Seute Deern», Preussen, «Pamir», «Gorch Fock» и «Alexander von Humboldt».


Что касается невезучего гиганта «Томас Лоусон», который из-за осадки в 9 метров мог заходить только в один порт США и проплавал с 1902 по 1907 год, посвящены еще 1000 серебряных франков Конго выпуска 2001 г.

При выборе маршрутов коммерческих парусников старались выбирать места, хорошо обеспеченные постоянными ветрами, и грузы — чаще всего недорогие насыпные. Так, из Чили, огибая мыс Горн, парусники везли селитру, гуано и руду. Из Бразилии доставлялись экзотические породы дерева, из Азии - джут и рис, с островов Океании - копра, из Персидского залива шла нефть (в бочках или наливом в корпус). В обратном направлении, из Европы, парусники везли уголь в порты, где бункеровались их соперники-пароходы.

Из Австралии, делая часть пути в «ревущих сороковых» устраивали так называемые «зерновые гонки», наподобие знаменитых «чайных гонок» середины XIX в. Одним из специфических грузов, которые перевозили только парусные суда, были пианино. Дело в том, что вибрация корпусов при работе судовых двигателей крайне негативно сказывалась на их настройке. Здесь у винджаммеров конкурентов не было.

Команду на винджаммерах нередко составляли курсанты морских училищ, которые должны были проходить практику на парусных судах. Кроме того, командовать судном мог тоже выпускник морского училища, которому было необходимо проходить стажировку. Это сокращало расходы на содержание команды, а еще находились романтики, которые даже платили за место в команде.

Постройку винджаммеров осуществляли верфи Англии, Германии, Франции и США. Компании этих же стран занимались их эксплуатацией. Наиболее крупными строителями были верфь «Блом и Фосс» в Гамбурге, и «Текленборг» в Гестемюнде.

Большинство парусников немецкой постройки было сосредоточено в руках компании «Лаисс». Владелец компании Фридрих Лаеша давал винджаммерам названия, которые обязательно начинались на букву «П»: «Памир», «Пассат», «Померания», «Печили», «Паньяни», «Памир», «Потоси», «Пекин», «Пруссия» - всего 65 вымпелов. Они получили прозвище «Летающие П». В основном это были четырехмачтовики с парусным вооружением барка. Вместительные грузовые трюмы позволяли перевозить около 46000 мешков с зерном.

Парусники серии неоднократно устанавливали рекорды скорости на южноамериканском маршруте, обгоняя любых конкурентов, которые пытались оспаривать их первенство.

Во время первой мировой войны большинство парусников «летающей серии» были интернированы в различных портах. После окончания боевых действий компания выкупила часть их, считая, что у морских перевозок на парусных кораблях прекрасное будущее. Однако глобальный экономический кризис привел к продаже почти всех парусников на слом или переоборудования их под учебные суда. Но несколько из них пережили даже вторую мировую войну. Барк «Падуя» достался по репарации СССР и сейчас бороздит просторы океанов под названием «Крузенштерн». Учебный барк «Памир» в 1957 году во время урагана погиб, унеся жизни всего экипажа и курсантов.

До наших дней три барка из семейства летающих «П» сохранены и используются как плавучие музеи. Это «Померания», «Пекин» и «Пассат».

Именно «летающим П» посвящено несколько монет. На большинстве из них показан «Крузенштерн». Это упомянутая монета из серии островов Кука, две российские монеты выпуска 1997 г. - серебряная монета номиналом 100 рублей и золотая монета номиналом 1000 рублей с одинаковым рисунком. Белоруссия в 2011 г. в серии «Парусники» посвятила этому кораблю серебряную монету номиналом 20 рублей.



Северная Корея в 2007 г. выпустила серебряную монету номиналом 20 вон. Парусник «Падуя был построен на верфях «Иоганн Текленборг» в Геестемюнде (ныне Бремерхафен) и спущен на воду в 1926 году. Сейчас барк «Крузенштерн» — учебное парусно-моторное судно Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России в Калининграде. На паруснике проходят практику студенты академии, судно участвует в регатах, морских фестивалях. Дважды «Крузенштерн» совершал кругосветные плавания: в 1995-1996 и 2005-2006 гг. Первое кругосветное путешествие совершено в честь 300-летия Российского флота, 190-летия со дня окончания первой русской кругосветки И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского и 225-летию со дня рождения самого Крузенштерна.

Второе кругосветное путешествие 2005-2006 годов было посвящено 200-летию путешествия «Надежды» и «Невы» и 60-летию победы в Великой Отечественной войне. В 1974 году «Крузенштерн» стал первым и единственным советским судном, получившим медаль «Cutty Sark» в международной парусной регате «Операция Парус-74». В 1992 году он выиграл гонку от Бостона до Ливерпуля, посвященную 500-летию открытия Америки, развив рекордную скорость 17,2 узла.

Несколько монет посвящено пятимачтовому «Пруссия» (Preußen). Это две серебряные монеты Того и Бенина, выпущенные в 1993 г. (номинал обеих - 1000 франков), 50 франков из медно-никелевого сплава, отчеканенные Парижским монетным двором для острова Тромлен, входящего в состав Французских Южных и Антарктических территорий. Серебряные 50 кип 1998 г. Лаоса.

«Пруссия» считается самым большим в мире кораблем с прямыми парусами. Построена в 1902 году на верфи «Johann C». Осенью1910 года парусник шел из Гамбурга в Чили через Ла-Манш. На беду, курс его пересекало другое судно - «Брайтон», капитан которого, нарушив законы мореплавания, не уступил дорогу барку. Пассажирский пароход не получил особых повреждений, а вот пятимачтовик «Пруссия» пострадал очень существенно и потеряв управление, был выброшен штормом на мель в районе Дувра. 12 спасательных судов пытались снять его с камней, но громадные водяные валы не дали сделать этого. Удалось спасти только груз, да и то не полностью. Через три дня капитан понял, что борьба за судно безнадежна, и приказал команде перейти на спасательные буксиры. Кайзер Вильгельм направил телеграмму капитану, в которой выражал скорбь в связи с потерей этого замечательного парусника и был обеспокоен судьбой экипажа, насчитывающего 48 человек.

Судов, подобных «Пруссии», с пятью мачтами, на флоте у разных стран было всего 7, и все они закончили свою судьбу на морском дне.


От имени Гвинея-Бисау в 1993 г. были выпущены серебряные 20000 песо. В 2005 г., от имени Того, - серебряные 1000 франков с барком «Пассат» (Passat).

Корабль был построен в марте 1911 года, и первый рейс барка состоялся в конце 1911 года. Он направился в Чили за селитрой. После появления химических удобрений и синтетической селитры рейсы в Чили были прекращены, и до второй мировой войны «Пассат» транспортировал зерно из Австралии. За это время экипажу трижды удалось выиграть «пшеничную регату». Еще одну победу в регате барк одержал в 1949 году. Вскоре «Пассат» получил вспомогательный двигатель, после чего стал учебным судном. В настоящее время он пришвартован в Любеке и функционирует в качестве плавучего музея и молодежного отеля. В 2011 году состоялось торжественное празднование 100-летнего юбилея парусника. В торжестве приняли участие российские парусники «Мир», «Седов» и «Крузенштерн».

«Памир» украшает реверс 1000 серебряных франков Того 1957 г. На монете выбиты две даты: 1905-1957. Первая – это дата спуска винджаммера на воду. Вторая - дата его крушения. Он затонул близ Азорских островов 21 сентября 1957 года, возвращаясь из Чили, в результате урагана. Из 86 человек экипажа уцелело лишь шестеро. Катастрофа получила большую огласку и задержала переоборудование нескольких коммерческих парусников в учебно-грузовые (хотя было признано, что конструкция судна не была причиной трагедии, произошедшей из-за редкого стечения обстоятельств).

Автор: Андрей Барановский

Соц. сети
Подписка
Будь в курсе последних новостей:
Журнал
Популярные
Новости партнеров

Курсы валют
c 17.10.2017
c 18.10.2017
USD
57.6196
57.3392
EUR
68.1409
67.4596
Драгоценные металлы
c 18.10.2017
Золото
2395.42
Серебро
31.95
Платина
1730.74
Палладий
1844.54