Авиаконструкторы на монетах

2 Августа 2017

Продолжая цикл «Авиация на монетах», рассмотрим, какое место среди них заняли монеты с портретами авиаконструкторов.

И таких довольно много. К примеру, портрет Олега Антонова помещен на памятной серебряной российской монете номиналом 2 рубля. Она входит в большую серию «Выдающиеся личности России» и отчеканена в 2006 г. в связи со 100-летием со дня рождения авиаконструктора. На реверсе монеты расположены рельефные изображения портрета О.Антонова, справа от него Ан-2, знаменитый «кукурузник», Ан-72 и Ан-124 «Руслан».

На Украине в том же 2006 г. уже в серии монет из нейзильбера «Выдающиеся личности Украины» была отчеканена монета номиналом в 2 гривны, посвященная столетнему юбилею Олега Антонова.

Кроме этого, Национальный банк Украины в этой же серии в 2009 г. выпустил в обращение монету достоинством 2 гривны, посвященную 120-летию со дня рождения Игоря Сикорского (1889-1972). На ее реверсе показан портрет молодого Сикорского в летном шлеме и его детище - четырехмоторный самолет «Илья Муромец».

Мне посчастливилось на одной из выставок HelyRussia встретиться с его сыном, также авиаконструктором.

Игорь Сикорский поднял в воздух первый самолет своей конструкции С-2 в 1910 году. В дореволюционные годы он создал первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь» (1913 год), тяжелый четырехмоторный бомбардировщик и пассажирский самолет «Илья Муромец» (1914 год). После эмиграции в США его фирма Sikorsky Aero Engineering Corporation строила гидросамолеты, в том числе трансатлантические. Но наибольшую славу ему принесли вертолеты одноосной конструкции (первый серийный поднялся в воздух в 1942 году).

Нацбанк Армении в 2005 г. в честь векового юбилея со дня рождения Артема Микояна (1905-1970) выпустил серебряную монету номиналом 100 драмов. Истребители марки МиГ (Микоян и Гуревич) знакомы всем. Три наиболее известные из них помещены на реверсе монеты. Это высотный поршневой МиГ-3 (1940 год), реактивные МиГ-19 (1954) и МиГ-25 (1964). На аверсе монеты мы видим портрет Артема Микояна.

Портреты братьев Райт, которые в 1903 г. первыми в мире подняли в воздух самолет под названием «Флайер-1» и совершили полет на нем, помещены на четырех монетах. США в память столетия первого полета выпустили в 2003 г. серебряный доллар и золотые 10 долларов.


Либерия поместила изображение портретов Орвила и Уилбура Райт и их второго самолета «Флайер-II» на медно-никелевых 5 долларах выпуска 2000 г.

На монете острова Ниуэ, выпущенной в серии прямоугольных серебряных однодолларовых монет «Как человек покорил небеса», изображены портреты Орвила и Уилбура и самолета «Флайер-1»

Орвил (1871-1948) и Уилбур (1867-1912) Райт во всем мире признаны создателями первого в мире летающего аппарата тяжелее воздуха с механическим двигателем. Во многом успеху братьев способствовало то, что модели будущего самолета они продували в аэродинамической трубе. Это позволило создать более эффективные крылья и пропеллеры, чем у конкурентов, а таких хватало.

Одним из них был Самуэль Пирпонт Лэнгли, которому Конго в 2008 г. посвятило медно-никелевую монету номиналом 10 франков. На ее аверсе помещен портрет Лэнгли и его самолет «Аэродром».

Под проект «Аэродрома» армия США в 1896 году выделила 50000 долларов. Однако до полета «Флайера-1» успешных полетов «Аэродрома» не было.

После серьезной модификации «Аэродром», пилотируемый Гленном Кертиссом, совершил в 1914 году полет длиной несколько сотен футов. Лэнгли вместе со Смитсоновским институтом пытался закрепить за ним приоритет создания первого самолета. И суды поддержали патент. Полет Кертисса стал поводом для Смитсоновского института назвать в своем музее «Аэродром» «первым в мире пилотируемым самолетом, способным к стабильному свободному полету».

Глену Кертиссу (1878-1930) посвятила монету в 10 франков из медно-никелевого сплава с покрытием из серебра Демократическая Республика Конго (Браззавиль), отчеканенная в 2008 году. На аверсе монеты помещен портрет Глена и изображение его самолета «Июньский жук».

Гленн Хаммонд Кертисс — американский пионер авиации, основатель Curtiss Aeroplane and Motor Company - сегодня часть Curtiss-Wright Corporation.

Конструкторская деятельность Кертисса связана в основном с гидроавиацией. Началось она в 1910 году, когда ВМС США выразили заинтересованность в самолете, видя его ценность для разведки. Это должна была быть модель, способная взаимодействовать с военными кораблями. Кертисс открыл предприятие в Сан-Диего и сотрудничал с ВМС США. Он подготовил нескольких пилотов и создал биплан Модель «D», который стал первым самолетом, взлетевшим с корабля. Он взлетал с USS Birmingham, который имел короткую взлетную дорожку. После взлета самолет приземлялся на берегу.

В 1917 флот США заказал Кертиссу проект четырехдвигательного гидросамолета дальнего радиуса действия - достаточно большого, чтобы взять на борт команду в пять человек. Этот самолет стал известным как NC-4. Послевоенный спад военных заказов привел к значительному сокращению занятых на заводах сотрубников, и Гленн Кертисс занялся техническим развитием своих моделей. Мировой спрос на все более и более крупные гидросамолеты продолжал быть основным источником для выживания компании Кертисса в межвоенный период. Дважды гидросамолеты Кертисса выигрывали Кубок Шнейдера - в 1923 и в 1925 годах.

Канадский вариант учебного биплана Кертиса JN-3 под названием JN-4 Canuck попал в серию серебряных монет номиналом 20 канадских долларов под названием «Авиация. Пионеры моторных полетов в Канаде. 1909-1949». В картуше монеты помещен золотой портрет канадского промышленника сэра Фрэнка Уилтона Бейлли, наладившего производство самолета в Канаде. Их выпуск достигал 50 штук в неделю (суммарно – 1260 машин).

Бразильский конструктор дирижаблей и самолетов Альберто Сантос-Дюмон признан национальным героем своей страны. С изображением его портрета отчеканены две монеты. Первая монета из серебра номиналом 5000 рейсов была выпущена огромными тиражами и находилась в массовом обращении в довоенные и первые послевоенные годы.


Вторую монету, посвященную Дюмону, выпустило Конго в 2008 г. На ней, помимо его портрета, изображен первый поднявшийся в небо самолет Сантоса-Дюмона «14-бис». Эта монета, как и монета с Кертиссом, входит в серию «100-летняя годовщина авиации . 1903-2003» и имеет номинал 10 франков.

Альберто Сантос-Дюмон по происхождению бразилец, но его деятельность как конструктора прошла во Франции. Главным его достижением в авиастроении стал как раз «14-бис», который он при массовом скоплении публики поднял в воздух 23 октября 1906 года. Самолет пролетел 60 м на высоте 2-3 м, что позволило Сантосу стать обладателем приза Ашдекона. Приз был учрежден в том же году и предназначался летчику, который бы пролетел 25 м на самолете только с помощью собственного двигателя.

Еще один интересный факт из жизни Сантос-Дюмона. Именно ему мужчины обязаны появлением наручных часов. А дело было так. Во время празднования в парижском ресторане «Максим» получения Сантосом-Дюмоном Приза Дойче де ла Марта, он пожаловался своему другу Луи Картье о сложности пользования карманными часами во время полета. Альберто попросил Картье найти альтернативу, которая позволила бы использовать обе руки для управления полетом. Альтернатива была найдена в виде часов с кожаным ремешком и маленькой застежки для ношения на запястье. Эти часы можно видеть в Парижском музее рядом с самолетом Сантос-Дюмона «Дамуазель» 1908 года.

Что касается французских авиаконструкторов, то им посвящено несколько монет. Это Луи Блерио (1872-1936), который 25 июля 1909 г. впервые пересек Ла-Манш. С его портретом вышли три монеты. Первая - в 2012 г. в серии «Регионы Франции», посвященной департаменту Нор-Па-де-Кале. Она изготовлена из серебра номиналом 10 евро. На ней помещен портрет Луи и моноплан Bleriot XI, на котором он и пересек Ла-Манш.


Вторая монет – серебряная крона острова Мэн, третья изготовлена из медно-никелевого сплава. На ней изображен портрет авиаконструктора и Bleriot XI, приближающийся к скалам Дувра.

Bleriot XI - один из наиболее успешных самолетов начала прошлого века – после перелета через Ла-Манш на него поступило 100 заказов, что по тем временам было очень и очень много.

В серии «Французские промышленные достижения» в 2010 г. вышли несколько монет, посвященные Марселю Дассо (1892-1986). Это две золотые монеты номиналом 500 и 50 евро и две серебряные монеты – 100 и 20 евро. Все они имеют одинаковый рисунок – на аверсе находится портрет Дассо, на реверсе – знаменитый истребитель «Мираж IV».


Судьба Марселя Дассо драматична и одновременно полна героизма. Марсель Блох - так на самом деле звали Дассо - по национальности еврей, и в годы Второй мировой войны был депортирован в Бухенвальд, отказавшись сотрудничать с немецкими авиапромышленниками. Несмотря на разбивший его после концлагеря паралич, Блох продолжал конструировать самолеты. Что касается смены после войны фамилии на Дассо, то это был псевдоним брата Марселя – героя сопротивления и генерала Свободной Франции Поля Блоха.

В 1930 году Марсель Блох основал компанию Société des Avions Marcel Bloch. Его компания была национализирована левым правительством в 1936 году, но он создал 12 декабря того же года общество с ограниченной ответственностью Société anonyme des avions Marcel Bloch (SAAMB) и остался управляющим в национализированной компании.

До войны компания Блоха выпускала бомбардировщики (Блох MB.200, Блох MB.131)и истребители(Блох MB.151/152/155).

Выдающееся чутье подсказало Марселю Дассо в начале 1960-х создать реактивный самолет для бизнес-авиации – им стал джет Falcon 20. Американская Pan American пришла в восторг от самолета и закупила сразу 160 машин. С тех пор было продано более 1600 самолетов серии Falcon. Традиционно по несколько Falcon последних моделей выставляются на московских выставках деловой авиации.

Английским авиаконструкторам также посвящено несколько монет. На двух пятифунтовых монетах острова Джерси - из серебра и медно-никелевого сплава - изображен Реджинальд Джозеф Митчелл(1895-1937) - создатель самого известного английского истребителя Второй мировой войны «Спитфайр». Он был главным конструктором фирмы Supermarin и в 1922-1931 годах он спроектировал несколько гоночных гидросамолетов, конструкции которых и послужили основой «Спитфайра».

В годы Второй мировой в Англии специально для подрыва немецких плотин ГЭС были созданы так называемые «прыгающие» (рикошетирующие) бомбы огромной мощности. Эти бомбы успешно использовались один раз - в ночь на 17 мая 1943 года, во время налета на две плотины в районе Рура. Этому событию посвящен ряд монет. Две из них номиналом пять фунтов острова Джерси из медно-никелевого сплава и латунная с серебряным покрытием. Они посвящены трем людям, которые и обеспечили выполнение этой операции. Это Рой Чедвик – главный конструктор фирмы Avro и разработчик бомбардировщиков «Ланкастер», с которых сбрасывались бомбы, Гай Пенроуз Гибсон – командир эскадрильи 617, совершившей названный налет, и сэр Барнс Невилл Уоллис – создатель «прыгающей» бомбы и один из инженеров, спроектировавших бомбардировщики «Виккерс» и «Велингтон».

Также потрет Уоллиса изображен на двух монетах Гибралтара. Первая (1 крона) выпущена из золота, вторая (полкроны) - из медно-никелевого сплава.

Создатель первого английского реактивного двигателя сэр Фрэнк Уиттл и его детище - турбореактивный W.1 - нашли отражение на монете острова Джерси в 5 фунтов из медно-никелевого сплава.


Первый полет с этим двигателем совершил 15 мая 1941 г. экспериментальный истребитель Е28/39. Он продолжался 17 минут.

Австрия в 2007 г. выпустила биметаллическую монету номиналом 25 евро с центральной вставкой из ниобия и внешним кольцом из серебра. Она посвящена 100-летию полетов в этой стране. На аверсе изображен внутренний интерьер кабины современного самолета, на реверсе – фигура австрийца Игнаца Эриха (1879-1967), пионера полетов и конструктора моноплана Taube («Голубь»). Его конструкция представляла собой практически неисчерпаемый резерв для проверки всяческих нововведений, и всего за период 1910-1915 было построено около 500 Taube. Самолет достаточно активно применялся на многих фронтах (включая дальневосточный и африканский) вплоть до середины 1915 года. Прославились «голуби» и на русском фронте. Именно Taube приписывают добычу решающих сведений, определивших исход битвы под Танненбергом.


Портрет немецкого авиаконструктора Хуго Юнкерса и его пассажирский и военно-транспортный трехмоторный Ю-52 , прозванный «железная Лиззи» помещены на либерийской медно-никелевой монете достоинством 5 долларов (2001 г.).

На реверсе румынской серебряной монете 2010 года номиналом 10 леев помещен портрет Анри Коанда (1886-1972), ученого в области аэродинамики, создателя в 1910 г. первого в мире проекта самолета на реактивной тяге (Coandă-1910). До этого в 1905 году он сконструировал самолет для румынской армии. На аверсе монеты виден биплан.


Особенностью реактивного самолета Коанда был компрессор, который нагнетал воздух в две камеры сгорания, расположенные по бокам фюзеляжа. В них воздух смешивался с топливом и сгорал, создавая реактивную тягу. Аппарат при огромном стечении публики совершил свой первый и последний полет в октябре 1910 г. За штурвалом находился сам конструктор. Для защиты хвоста от выхлопа двигателя Коанда применил закругленные дефлекторы. В полете дефлекторы отклонили пламя из двигателя на хвост самолета. Оно сгорело, и потерявший управление самолет врезался в амбар.

Во время Первой мировой войны, Коанда работал во Францию в компании Делоне-Бельвиль в Сен-Дени. Там он сконструировал три поршневых самолета, включая Coandă-1916, пропеллеры которых были расположены близко к хвосту. Позже аналогичный дизайн был использован в самолетах Caravelle, при конструировании которых Коанда был техническим консультантом.

И под конец о монете, на которой изображена модель летательного аппарата 1849 года и ее создатель - сэр Джордж Кейли (1773-1857). Это 10 франков из медно-никелевого сплава, выпущенные в 2008 г. в Конго (Браззавиль).

Кейли был одним из первых теоретиков и исследователей в области летательных аппаратов тяжелее воздуха, опубликовавший в начале XIX века описания принципов полета планера и самолета. Задуманный Кейли летательный аппарат содержал основные элементы самолета.

В 1816-1817 годах, а также в 1837 году, Джордж Кейли опубликовал несколько статей, посвященных проблеме создания управляемого аэростата (дирижабля) в которых поместил свои проекты дирижаблей, как с машущими, так и с винтовыми пропеллерами. Кейли принадлежит ряд идей, нашедших применение в дирижаблестроении, таких как разделение корпуса дирижабля на изолированные отсеки, а также идея дирижаблей жесткой конструкции, в том числе с металлической обшивкой корпуса, возрожденная в конце XIX века Константином Циолковским.

В рамках цикла «Авиация на монетах» на портале Gold10.ru опубликованы статьи:

• «Самолеты страны Советов на монетах и медалях зарубежных стран»,

• «Классические авиалайнеры на монетах мира»,

• «Гидросамолеты на монетах мира»,

• «Монеты мира: авиация общего назначения и учебно-тренировочные самолеты»,

• «Великие перелеты на монетах мира»,

• «Дирижабли и аэростаты на монетах»,

• «Вертолеты и автожир на монетах»,

• «Реактивные и турбовинтовые авиалайнеры на монетах»,


Автор: Андрей Барановский

Соц. сети
Подписка
Будь в курсе последних новостей:
Журнал
Популярные
Новости партнеров

Курсы валют
c 16.08.2017
c 17.08.2017
USD
59.7990
59.6521
EUR
70.6645
69.9958
Драгоценные металлы
c 17.08.2017
Золото
2455.75
Серебро
32.54
Платина
1851.54
Палладий
1728.24