Реактивные и турбовинтовые авиалайнеры на монетах

31 Мая 2017

В данной статье из цикла «Авиация на монетах» речь пойдет уже не о «классике» гражданской авиации, а о реактивных и турбовинтовых авиалайнерах, начавших осваивать небо с 1950-х годов XX века.

Из монет с указанными самолетами рассматриваются только те, на которых или написана их марка или это можно узнать по рисунку корпуса, как в случае со сверхзвуковым «Конкордом».

Первый гражданский авиалайнер с реактивными двигателями создала Великобритания. Фирма «Де Хэвилленд» подняла в воздух свой D.H.106 «Комет» (Комета) 27 июля 1949 г. Следующим реактивным авиалайнером стал советский Ту-104 (переделка из бомбардировщика Ту-16), который совершил первый полет 17 июня 1955 г.

Если изображения Ту-104 нет ни на одной монете мира, то «Комет» показан на нескольких. Это одна из серебряных монет номиналом 25 долларов Соломоновых островов (2003 г.). Серия называется «Знаменитые самолеты» и отчеканена на Бирмингемском монетном дворе.

Этот же самолет нашел свое место на монетах республики Конго выпуска 2002 г. в серии серебряных монет номиналом 10 франков. Кроме того, D.H.106 «Комет» посвящен один из латунных жетонов нефтяной компании Shell (это целая серия жетонов с авиационно-воздухоплавательными мотивами).

Крейсерская скорость «Комет» составляла 809 км/час, дальность полета с полной полезной нагрузкой - 5190 км. Девять самолетов «Комет 1» были поставлены авиакомпании ВОАС с января 1951 г. по сентябрь 1952 г. 2 мая 1952 г. была открыта первая в мире реактивная пассажирская авиалиния между Лондоном и Йоханнесбургом. Но после трех катастроф полеты в 1954 г. временно были прекращены. Исследования обнаружили случаи прочностного разрушения герметичной кабины. Только через четыре года после этих катастроф самолеты возобновили коммерческие перевозки.

Если говорить о количестве монет с изображением одного лайнера, то здесь лидирует англо-французский «Конкорд» - 44 монеты, выпущенные от имени 11 стран. Почти все они вышли к различным юбилеям, связанным с этим сверхзвуковым авиалайнером.

Так, Франция в 2009 г. отчеканила серию из трех монет (10 и 50 евро из серебра и 500 евро из золота). Выпуск был приурочен к 40-летию первого полета авиалайнера. На аверсе монет изображен взлетающий «Конкорд», на реверсе – хвостовые части фюзеляжа с символикой авиакомпаний «Эйр Франс» и «Бритиш Эйрвейс», а также надпись «M 2.23» (обозначает максимальную скорость самолета — 2,23 Маха, которая равна 2330 км/ч).


Хотя сама Великобритания авиалайнеру свои монеты не посвятила, зато это сделали несколько ее колониальных владений. От имени островов Тристан-да-Кунья в Англии отчеканили к упомянутой дате серебряную и медно-никелевую монеты номиналом 5 фунтов стерлингов. На реверсе монет в слове CONCORDE на месте второй буквы О помещена вставка из кусочка настоящей обшивки самолета.

Коронное владение Великобритании в Ирландском море остров Мэн имеет право чеканить собственную монету. Этот один из чемпионов по выпуску монет с авиационной тематикой (более 160 различных типов и номиналов) выпустил 12 монет с «Конкордом». Они имеют различный номинал, посвящены разным событиям, связанным с авиалайнером, и выполнены из драгоценных металлов, а также медно-никелевого сплава.


Вест-индские острова Тринидад и Тобаго в честь бриллиантового юбилея правления Елизаветы II в 2012 г. выпустили серебряные 5 долларов с «Конкордом», летящим в сопровождении пилотажной группы Королевских ВВС «Красные стрелы». Справа от авиалайнера помещены слова Королевы, сказанные ею после полета на этом авиалайнере: «Этот прекрасный самолет производит потрясающее впечатление».

Последний раз «Конкорд» был изображен в 2016 г. на двух монетах острова Ниуэ овальной формы из серебра и номиналом 1$.

В 2003 году Соломоновы острова отчеканили из серебра монету номиналом $5, на которой показан «Конкорд». Гибралтар серебряную монету в 5 фунтов посвятил первому кругосветному полету «Конкорда».

«Конкорд» - это отправная точка современного западноевропейского «Эйрбаса». А дело развивалось так.

После серии катастроф «Комет» британская авиапромышленность была отодвинута американскими фирмами с лидирующих позиций на рынке авиаперевозок. Англичане жаждали реванша. В1956 году в Англии под эгидой Министерства снабжения, занимавшегося в то время и вопросами авиации, был создан Комитет по сверхзвуковым транспортным самолетам (STAC). Главным инженером проекта стал известный аэродинамик сэр Арчибальд Расселл. В это же время во Франции, на фирме «Сюд Авиасьон», под руководством талантливого Люсьена Серванти проектировался во многом похожий самолет. Только по параметрам дальности и пассажировместимости французы были гораздо менее «продвинуты», чем англичане. Стороны вступили в переговоры. Результатом стало рождение совместного проекта 100-местного пассажирского самолета со сверхзвуковой скоростью и трансатлантической дальностью, получившего знакомое нам имя. Его коммерческая эксплуатация началась 21 января 1976 года. На первом этапе британские авиалайнеры осваивали маршрут Лондон - Бахрейн, французские – Париж – Дакар – Рио-де-Жанейро.

Никаких претензий к самолету и сервису на его борту у пассажиров не было. Отдельные нарекания «сильной половины человечества» вызывало отсутствие в экипажах «Конкордов» стюардесс. Пассажиров обслуживали только мужчины-стюарды.

Практически безаварийная служба авиалайнера продолжалась почти до рубежа XXI века. Фатальным стал день 25 июля 2000 года. «Конкорд» авиакомпании «Эйр Франс» готовился к взлету из аэропорта имени Шарля де Голля. Как обычно, на его борту находились 100 пассажиров. 96 из них были немецкими туристами, летевшими в Нью-Йорк, чтобы сесть на борт круизного лайнера и отправиться в кругосветное путешествие. Вылет задержали на час и шесть минут. В это время рядом совершил посадку «Боинг-747» с президентом Франции Жаком Шираком, прилетевший из Токио. Пока он заруливал на стоянку, по полосе 26R разбегался авиалайнер DC-10 американской компании «Континентал». На разбеге от реверсера тяги одного из его двигателей оторвалась сорокасантиметровая металлическая полоска - жертвенная деталь, призванная защитить створку реверсера от износа. Неопасное для DC-10 повреждение оказалось фатальным для следующего самолета, взлетавшего по той же полосе 26R. Им стал «Конкорд».

Полеты машины были практически прекращены. В октябре 2003 года авиалайнер последний раз за 34-летнюю службу поднялся в воздух.

Второму сверхзвуковому пассажирскому авиалайнеру, а это Ту-144, повезло меньше как в жизни, так и в нумизматике. Его изображение помещено только на двух монетах. Первая - российский серебряный один рубль серии «История русской авиации» выпуска 2011 года.

Второй раз Ту-144 был изображен на одной из двух монетах острова Ниуэ (на второй показан «Конкорд»), отчеканенной в Новой Зеландии по заказу Сбербанка. Обе монеты из серебра с полихромным покрытием имеют номинал 2 новозеландских доллара. На реверсе каждой изображен один из этих лайнеров в двух ракурсах. Внизу имеется надпись «MACH» и число в виде значения скорости на приборном счетчике.

Из дозвуковых авиалайнеров больше всего вышло монет с Боингом В-747 «Супер Джамбо». Его можно видеть на трех монетах Израиля, посвященных 43-й годовщине независимости, где показана высадка репатриантов в аэропорту Тель-Авива. Это две монеты из серебра (1 и 2 новых шекеля) и одна из золота (10 шекелей). Они отчеканены в 1991 г.

Также этот авиалайнер помещен на одной из австралийских серебряных монет серии «История авиации» («Авиация сквозь время»). Номинал - $5, год выпуска - 2008. Остров Мэн в 1995 г. выпустил две монеты номиналом в одну крону (серебро и медно-никелевый сплав) с В-747, а также Чад – полихромную монету номиналом 1000 франков (входит в серию «История авиации. 1931-2001»).


Япония на медно-никелевой монете в 500 иен, отчеканенной по случаю открытия международного аэропорта Кансай, изобразила В-747 летящим над этим аэропортом.

Двухпалубный В-747 почти 40 лет до появления европейского А 380 обладал самой большой пассажировместимостью среди всех авиалайнеров мира. Но надо отметить, что рекорд одновременной перевозке пассажиров все-таки остался за Boeing-747. Во время операции «Соломон» 24 мая 1991 года «Boeing-747» авиакомпании El Al перевез в Израиль 1122 пассажира. Причем в полете родились два младенца.

Появление Boeing-747 во многом обязано проигрышу компании Boeing в конкурсе по созданию военно-транспортного самолета для ВВС США. Был принят проект корпорации Lockheed под названием C-5 «Гэлэкси». Выручила авиакомпания Pan American - она выработала требования к гигантскому пассажирскому самолету, который должен был быть больше в два раза основного на то время дальнемагистрального Boeing-707. Из первой серии в 100 самолетов Pan Am заказала 25 бортов.


Первый Boeing-747 появился из ворот специально построенного для него сборочного цеха в пригороде Сиэтла поселке Эверет в 1969 г. И к настоящему времени этих авиалайнеров в различных конфигурациях построена боле полутора тысяч. Насколько огромен цех окончательной сборки В-747, убедилась делегация российских журналистов. Для ознакомления с ним нас посадили в специальные пассажирские тележки, которые вез мощный автокар.

Упомянутый двухпалубный А380 производства европейского авиационного консорциума Airbus (Эйрбас) можно видеть на памятных монетах следующих стран:

Франция - серебряные полтора евро (2007 г.),

Германия – 10 серебряных евро, посвященных столетию Международной выставки воздухоплавания 1909 г. во Франкфурте-на-Майне,

Либерия - 5 серебряных долларов,

Австралия – 5 серебряных долларов выпуска 2009 и 2010 годов.

Airbus А380 — крупнейший серийный авиалайнер в мире. Он имеет две пассажирские палубы вместимостью 525 пассажиров в трехклассной компоновке салонов или 853 пассажира в одноклассной (туристической) конфигурации. Может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 15400 км. Первый полет был совершен 7 апреля 2005 года.

На разработку А380 ушло около 10 лет. Стоимость всей программы — почти 12 млрд евро. Сотрудники Airbus утверждают, что для возмещения затрат корпорации необходимо продать 420 самолетов. По состоянию на январь 2017 года 207 лайнеров А380 эксплуатируется в парке 12 авиакомпаний. Личный самолет в конфигурации VIP заказал саудовский принц Аль-Валид ибн Талал, племянник короля Абдаллы. Цена заказа — $488 млн.

Так как А380 вышел на рынок как конкурент Boeing-747, то сравним некоторые их характеристики с точки зрения пассажиров. Уровень шума в салоне A380 на 50 % ниже, чем у Boeing-747, также внутри самолета поддерживается более высокое давление воздуха (равное давлению на высоте 1500 метров против 2500 у В-747). Оба этих фактора предположительно будут способствовать уменьшению утомляемости пассажиров при путешествии.

Украина в 2004 г. в серии «Самолеты Украины» выпустила монеты из серебра и нейзильбера, посвященные турбовинтовому Ан-140. Номинал серебряной монеты - 10 гривен, из нейзильбера – 5 гривен.

В серии «Самолеты Антонова», выпущенной от имени Островов Кука, есть серебряная монета с изображением Ан-148. Саму серию выпустил Австралийский монетный двор г. Перт. Имеются две разновидности монеты номиналом $1. Первая - качеством «пруф». Вторая – «пруф с избирательной позолотой».

Дизайн монет островной серии «Самолеты Антонова был совместно разработан монетным двором и АНТК им. Антонова и был утвержден его генеральным конструктором.

Канада отчеканила большую серию серебряных монет, посвященную своим самолетам и их летчикам-испытателям, портреты которых помещены в картушах из золота. В серию вошел и турбовинтовой пассажирский De Havilland Canada под индексом DHC-8. В 1992 г., после смены владельца, компания De Havilland Canada была переименована в Bombardier Aerospace, и серия самолетов получила свое нынешнее название - Dash 8.

Первый полет модели DHC-8-100 состоялся в 1983 г., а в 1984 г. началась его коммерческая эксплуатация. Бурный рост авиаперевозок в 1980-х годах, а также потребность авиакомпаний в замене устаревших региональных самолетов разработки 1950/60-х гг., послужили причиной большой популярности самолета DHC-8-100.

Для удовлетворения растущего спроса авиаперевозок на региональные авиалинии в 1989 г. вышел второй самолет семейства DHC-8-300 (позднее - Bombardier Dash 8 Q300). Он отличался удлиненным фюзеляжем с большей пассажировместимостью и модифицированными более мощными двигателями.

В 1996 г. на все самолеты семейства Dash 8 стала устанавливаться активная система шумопоглощения и снижения вибрации, что позволило сократить уровень шума и вибрации в салоне до рекордно низкого для турбовинтовых самолетов уровня. В связи с этим к названию самолетов была добавлена буква Q (от слова Quiet - тихий).

Добрался канадский «регионал» и до России. Bombardier Q400 (Dash 8-400Q) эксплуатируют авиакомпании «Якутия» и «Аврора».

И в заключение о практически двух одинаковых сериях монет Того и Чада под названием «История авиации. 1931-2001». Эти монеты серебряные номиналом по 1000 франков. Хвостовое оперение изображенных на них всех самолетов выполнено в цвете и несет окраску швейцарской авиакомпании. Из интересующих нас авиалайнеров в серию вошли А319, французская «Каравелла» (первый в мире гражданский реактивный самолет с хвостовым расположением двигателей), английский Convair CV -440 и американские MD-81, DC-9 и DC-10.

В рамках темы «Авиация на монетах» на портале Gold10.ru опубликованы статьи:

• «Самолеты страны Советов на монетах и медалях зарубежных стран»,

• «Классические авиалайнеры на монетах мира»,

• «Гидросамолеты на монетах мира»,

• «Монеты мира: авиация общего назначения и учебно-тренировочные самолеты»,

• «Великие перелеты на монетах мира»,

• «Дирижабли и аэростаты на монетах»,


Автор: Андрей Барановский

Соц. сети
Подписка
Будь в курсе последних новостей:
Журнал
Популярные
Новости партнеров

Курсы валют
c 15.12.2017
c 16.12.2017
USD
59.1446
58.8987
EUR
69.4653
69.4298
Драгоценные металлы
c 16.12.2017
Золото
2369.96
Серебро
29.64
Платина
1659.12
Палладий
1902.61