Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Вертолеты и автожир на монетах
Вертолеты и автожир на монетах
Вертолеты и автожир на монетах

Если рассматривать изображение отечественных вертолетов, то речь может идти, в основном, о монетовидных знаках или жетонах.

Ми-8. На настоящей памятной монете Ми-8 помещен один раз. Это серебряная полихромная монета Острова Ниуэ номиналом 2 новозеландских доллара. Сама монета посвящена нефтегазовому комплексу Ямала, осваивать который без этих вертолетов было бы невозможно. Монета отчеканена по заказу Сбербанка в 2010 г.

Из «эрзацев» отметим 10 медно-никелевых разменных знаков «Наводнение-юг России». Их выпустил в 2002 г., разрабатывающий месторождения угля на острове Шпицберген трест «Арктикуголь» На этом знаке, отчеканенном на Санкт-Петербургском монетном дворе, изображен Ми-8, спасающий людей из затопленного поселения. В настоящее время такой знак можно купить в специализированных нумизматических магазинах примерно за 1500 рублей.

Сейчас в продаже подаются два коллекционных набора, выполненные частной фирмой из монетовидных биметаллических жетонов номиналом 10 рублей с цветной эмалью. За их основу взяты оригинальные монеты банка России с эмалевым покрытием. Первый набор несет изображение 9 современных российских вертолетов, второй – вертолетов НАТО.


Отечественный многоцелевой вертолет Ми-8 (экспортный вариант имеет индекс Ми-17\171) разработан ОКБ имени М. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире, а также входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации. Широко используется во многих странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач.

Соломоновы острова в 2003 г. посвятили серебряную монету достоинством 25 долларов легенде мирового вертолетостроения – первому вертолету Игоря Сикорского VS-300. Цифра «3» индекса винтокрылой машины означает, что это третья модель Сикорского (две первых спроектированы еще в царской России) и первая, созданная авиаконструктором в США. Вертолет создавался как экспериментальный и свой первый свободный полет свершил 13 мая 1940 г. В настоящее время VS-300 находится в музее Института Эдисона.

Практически на всех остальных монетах изображены военные вертолеты. Исключение - 20 серебряных швейцарских франков 2002 г., которые посвящены полувековому юбилею спасательной службы страны, а также медно-никелевая крона Фолклендских островов 2011 г. Монета посвящена 70-летию поисково-спасательной службы британских ВВС. На ней изображен Sikorsky S-61 Sea Ring. Сама служба создана в феврале 1941 г. после «Битвы за Британию», когда многие сбитые летчики погибли в водах Ла-Манша и Северного моря.

На реверсе швейцарской монеты выбито слово «Rega» - позывной и одновременно название воздушной спасательной службы. Со времени своего создания «Rega» из волонтерской превратилась в профессиональную, одновременно оставаясь негосударственной службой. Членские взносы в фонд службы платит почти треть населения Швейцарии. Так что эти монеты, а тираж их 43767 экземпляров, швейцарцы раскупили весьма охотно.

Несколько монет с военными вертолетами посвящено эпизодам войн за Фолклендские острова и «Буре в пустыне» - освобождению Кувейта от вторгнувшихся иракских войск (1991 г.). Это $20 Либерии из серебра. Интересны две монеты самопровозглашенного княжества провинции Хатт-Ривер в Австралии. Их тематика, в основном, военная. Они пользуются большим спросом среди нумизматов, собирающих «милитарику». Это две монеты из нейзильбера номиналом $5. На первой изображен AH-1S Cobra – модернизированный вариант Белл AH-1 «Cobra» - американского ударного вертолета, разработанного фирмой «Белл Геликоптер Текстрон» в начале 1960-х годов. Это первый в мире специально спроектированный боевой вертолет. Применялся во Вьетнамской войне и других вооруженных конфликтах.


На второй монете изображен AH-64 «Apache» - основной ударный вертолет армии США с середины 1980-х годов. На 2014 год является самым распространенным ударным вертолетом в мире. Более поздняя версия вертолета AH-64 «Apache» Longbow («Арбалет») помещена на двух серебряных долларах Острова Ниуэ.

Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова посвятили двухфунтовую медно-никелевую монету 25-й годовщине освобождения островов в ходе военного конфликта между Аргентиной и Великобританией за Фолкленды. Рисунок аверса монеты содержит изображение военного корабля, ракеты и двух вертолетов.

Маршалловы острова - чемпион по количеству монет авиационной тематики (более 130), две из них с одинаковым рисунком посвятили 20-летней годовщине вывода американских войск из Вьетнама. Это $5 из медно-никелевого сплава и $10 из латуни. На них изображен многоцелевой вертолет Bell UH-1 Iroquois («Ирокез»). Он создан во второй половине 1950-х годов и стал одним их наиболее массовых боевых вертолетов мира (более 16 000 бортов разных модификаций).

Показан этот вертолет и на однодолларовой монете Острова Ниуэ (2012 г.).


Из монет, на которых отчеканены вертолеты определенной марки, надо еще отметить 5 фунтов из серебра и медно-никелевого сплава острова Олдерни. Это один из Нормандских островов, принадлежащих Великобритании и имеющих право выпускать собственные монеты. Пять фунтов также посвящены Фолклендскому конфликту, и на реверсе монеты помещен портрет английского адмирала сэра Джона Форстера, командовавшего военно-морской группировкой в этом конфликте. Справа от портрета адмирала показан вертолет Уэстленд «Уэссекс» (Westland Wessex). Это многоцелевой британский вертолет, предназначенный для обеспечения выполнения задач морской пехоты, поисково-спасательных работ и перевозки грузов. Первый серийный экземпляр поступил на вооружение Королевских ВМС Великобритании 4 июля 1961 г.

Австралия серебряные 2 доллара 2005 г. посвятила австралийским миротворцам. На монете изображены воины и вооружения различных родов войск, включая два вертолета.

И в конце статьи немного о золотой испанской монете с автожиром.

В 1997 г. Испания выпустила серию из трех серебряных монет и одной золотой монеты, «История авиации Испании». Золотая монета номиналом 200 евро посвящена инженеру Хуану де ла Сиерва. На аверсе виден его портрет. Инженер показан в авиационном шлеме на фоне изобретенного им автожира. На реверсе – первый в мире автожир.

Этот летательный аппарат был изобретен в начале 1920-х годов после трагической катастрофы разработанного Сиерва бомбардировщика. Он свалился в штопор при потере скорости. Талантливый инженер задумал найти способ, летая при котором, такая ситуация не вводила бы аппарат в режим сваливания. В результате упорных поисков в 1921 году он подарил миру гениальное изобретение, названное им автожир. Этот промежуточный тип летательного аппарата между самолетом и вертолетом, визитной карточкой которого стали безопасность, простота конструкции и пилотирование, высокая маневренность, короткий разбег-пробег и широкий диапазон скоростей. Горизонтальная скорость сообщается автожиру дополнительным винтом с горизонтальной продольной осью. Основное развитие теория автожиров получила в 1930-е годы прошлого века. С изобретением и массовым строительством вертолетов популярность автожиров сильно упала.


Возобновление интереса к автожирам последовало в 1950-е годы в США благодаря усилиям доктора Игоря Бенсена. Разработанная им конструкция небольшого автожира с толкающим винтом и непосредственным управлением втулкой несущего винта стала успешной в коммерческом плане благодаря простоте, дешевизне, простоте управления и изготовления.

Изготовляются автожиры и в России, в том числе по лицензиям европейских стран.

В рамках темы «Авиация на монетах» на портале Gold10.ru опубликованы статьи:

• «Самолеты страны Советов на монетах и медалях зарубежных стран»,

• «Классические авиалайнеры на монетах мира»,

• «Гидросамолеты на монетах мира»,

• «Монеты мира: авиация общего назначения и учебно-тренировочные самолеты»,

• «Великие перелеты на монетах мира».

Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;