Свежий номер

№36 (03) 2016

Видео о монетах
Монета Третьего Рейха в обмен за списанное в школе задание (2 рейхсмарки 1939 года)
Реклама
70-летие победы

Gold10.ru/Статьи/Британская нумизматика: пятый портрет королевы
28 Апреля 2016
Британская нумизматика: пятый портрет королевы
Интервью с Джоди Кларком, автором портрета Ее Величества королевы Елизаветы ІІ.
Джоди Кларк и портрет королевы

Новость о появлении нового портрета королевы в 2015 году получила широкую огласку в СМИ Великобритании, поскольку последнее изменение портрета на британских монетах произошло в 1998 году.

Майкл Александр из Лондонского центра исследований банкнот и монет был на представлении нового портрета в прошлом году. Там же он пообщался с его дизайнером – Джоди Кларком.

Это любопытная особенность монет, выпускаемых при монархии в противоположность монетам при республике. Речь идет о том, что с изменением монарха, монеты, а в некоторых случаях банкноты, могут претерпевать существенные изменения. Что касается монет, изменения обычно касаются и аверса, и реверса.

Королева Елизавета II вступила на британский престол в 1952 году в возрасте 25 лет. Первый ее монарший портрет впервые был сделан в 1953 году: это изображение молодой девушки с лавровым венком на голове и юношескими чертами лица.

У Королевского монетного двора Великобритании есть традиция: «обновлять» портрет королевы на монетах каждые 15 лет (или около того). И вот, 2 марта 2015 года произошла презентация пятого портрета королевы.

Джоди Кларк, талантливый гравер-художник Королевского монетного двора был в центре внимания в течение всей презентации. Все отметили, что благодаря улыбке, показанной Кларком, у королевы необыкновенно доброе выражение лица.

Кларку всего 33 года, он работает на Монетном дворе в сентябре 2012 года. Он является автором нового монетного образа «Британии», его проект воплощен на медали, посвященной саммиту НАТО, который проходил в Уэльсе.

Майклу Александру удалось поговорить с Кларком о процессе создания портрета королевы.

Джоди Кларк: Я очень растроган сейчас. Нужно время, чтобы осознать все случившееся. После того, как я выиграл конкурс на дизайн памятной «Британии» 2014 году, сегодняшний успех является, безусловно, высшей точкой моей карьеры.

Майкл Александр: Очень немногие из нас могут представить, каково это создать дизайн монет, которые станут средством наличного обращения. Наверное, Вы с нетерпением ждете, когда одна из Ваших монет попадет Вам в руки?

ДК: Да, я, действительно, с нетерпением жду, что мне в руки попадется монета, которая обошла, вероятно, всю Великобританию, прежде, чем очутиться у меня.

МА: Этот, уже пятый, нумизматический портрет Ее Величества, получил у публики одобрительные отзывы, поскольку он выполнен в традиционной форме и со вниманием к мелким деталям. Были ли у Вас на уме какие-то идеи по поводу того, какие специфические характеристики королевы нужно будет подчеркнуть больше всего? Если так, то удалось ли Вам это?

ДК: Больше всего я хотел достичь точного сходства. Также хотел добиться правильного выражения лица…

МА: Некоторые уже окрестили его как «почти улыбку». Это было первоначальное намерение?

ДК: Скорее, это не улыбка, а доброе выражение лица, которое отличается от последнего портрета. Было много хлопот, связанных с тем, чтобы правильно разместить надпись вокруг портрета. Я потратил на это столько же времени, сколько и на сам портрет, поскольку надписи – не моя специальность. Я прислушался к совету эксперта из Консультативного комитета Монетного двора, который предложил улучшить дизайн, поместив надпись внизу портрета.

МА: Вы и вся британская нация знакомы с предыдущими четырьмя портретами, используемые на британских монетах. Был ли какой-нибудь элемент из тех предыдущих портретов, который Вас вдохновил?

ДК: Конечно же, я изучал предшествующие портреты. Я хотел, чтобы мой портрет «работал» в связке с остальным, если можно так сказать. Я специально распечатал портреты, чтобы все убедились, что это не просто совокупность портретов, но определенная серия. Именно поэтому я решил изобразить на портрете корону из портрета, сделанного Маклуфом. Чтобы больше подчеркнуть преемственность традиций.

МА: Встретились ли Вы с какими-то специфическими трудностями в процессе выполнения портрета? Ведь Вы использовали, в основном, только фотографии королевы.

ДК: Я попытался найти золотую середину между ее возрастом и внешним видом. Я не хотел слишком «старить» ее портрет, поскольку она на самом-то деле ненамного изменилась с тех пор, как был сделан предыдущий портрет. Было трудно правильно изобразить черты лица, детали прически. Я не хотел изображать портрет с другого угла, поскольку боковой профиль является традиционным. В первоначальном варианте я изобразил ожерелье, чтобы уравновесить корону, но мне посоветовали сделать вариант без ожерелья. Так получилось даже лучше.

МА: Когда в 2008 году появился дизайн реверса с «геральдическими щитами», многие отметили инновационность смешения традиционных элементов с современным подходом. Как Вы думаете, Ваш портрет будет идти в ногу с текущим дизайном реверса?

ДК: Я думаю, они должны хорошо работать вместе, это вполне традиционный портрет, но он создан благодаря методу электронной лепки и, возможно, это обстоятельство придаст ему оттенок «современности». Оба были созданы в том же стиле с использованием аналогичного программного обеспечения.

МА: Вполне возможно, что Ваша работа запомнится многими людьми как вершина в истории портрета королевы. Что Вы хотите, как художник, чтобы люди заметили в этом портрете? Что Вы хотели сказать в Вашем портрете о самой королеве?

ДК: Я не хотел передать мои личные идеи. Меня больше заботило создание подходящего и точного сходства – вот что мне волновало во время его создания, но я полагаю сейчас, это «доброе» выражение лица, о котором сегодня много говорили, запомнится людьми надолго. Еще я хотел, чтобы она была в хорошем настроении, держала высоко голову.

МА: Я так понимаю, что портрет королевы нуждается в ее личном одобрении. Знаете ли Вы, что она сказала о своем новом портрете?

ДК: Я ни с кем не общался об этом. Единственное, что я знаю, что портрет был принят, следовательно, она им довольна. Комментариев я не слышал, и встречи с королевой у меня не было, так что я не могу знать, что она думает по этому поводу. Но мой дизайн был утвержден ее кабинетом, и я читал некоторые хорошие комментарии из Букингемского дворца, их прислали по электронной почте.

МА: Обычно говорят: «Ты хорош настолько, насколько хорош твой последний проект». Можете ли Вы сказать, каков будет Ваш следующий проект?

ДК: Все зависит от Монетного двора и тех инструкций, которые я получу. На данный момент я работаю над стандартными проектами.

Печатается с сокращениями. Источник – www.zoloto-md.ru


© 2006-2016 «Золотой червонец». При использовании материалов данного портала обязательно наличие активной ссылки на Gold10.ru.
Информационный портал Gold10.ru зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС 77 – 56248 от 28.11.2013 г.