Свежий номер

№36 (03) 2016

Видео о монетах
Объявлен конкурс «Лучшая монета года Украины 2012 года»
Реклама


70-летие победы

Gold10.ru/Статьи/Шедевры Бенедетто Пиструччи
21 Февраля 2013
Шедевры Бенедетто Пиструччи

Бенедетто Пиструччи – британский гравер и медальер итальянского происхождения, судьба и творчество которого тесно связаны с историей Королевского монетного двора. В России наиболее известна его медаль, посвященная битве при Ватерлоо, копия которой хранится в Государственном Эрмитаже. Однако для ценителей монет наибольший интерес представляет изображение cвятого Георгия на британском соверене, до сих пор выпускаемом Королевским монетным двором.

Бенедетто Пиструччи родился в 1783 году в Италии и получал образование в Риме, Болонье и Неаполе. Сотрудничество Бенедетто Пиструччи с Королевским монетным двором началось в 1816 году со встречи с Уильямом Уэлсли-Поулом, главой монетного двора. Поселившемуся в Лондоне и известному к тому времени ювелиру, резчику камей и гемм было поручено создать медаль, посвященную битве при Ватерлоо. Эту медаль планировалось подарить правителям всех государств, одержавших победу над Наполеоном.

Саму битву при Ватерлоо можно назвать самой исторически значимой битвой одного дня. Она произошла 18 июня 1815 года недалеко от Брюсселя. Ее жертвами стали около 50 тысяч человек. Британские и прусские войска одержали победу над армией Наполеона, положив конец эпохе наполеоновских войн, сотрясавших Европу на протяжении десятилетия. Чтобы увековечить это знаменательное событие, герцог Веллингтон предложил изготовить несколько памятных медалей в честь победы. Было решено отчеканить медали на Королевском монетном дворе, золотые экземпляры медали предполагалось вручить четырем союзным монархам, два серебряных – герцогу Веллингтону и фельдмаршалу Блюхеру.

Золотой соверен пруф 2013 года с дизайном Б. ПиструччиБенедетто Пиструччи задумал медаль огромного размера. Эскиз медали содержал большое количество деталей. На аверсе медали помещены увенчанные лавровыми венками портреты победителей – драпированные левосторонние бюсты четырех союзных монархов: принца регента Британии Георга (впоследствии короля Георга IV), императора Австрии Франца I, императора Всероссийского Александра I и короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. В композиции использованы две аллегорические сцены: Войны и Мира. Изображения монархов окружают мифологические персонажи – колесницы бога Солнца Аполлона и богини Ночи, а также Парки, прядущие нити жизни смертных, Эринии – богини мщения, близнецы Кастор и Полидевк и прочие персонажи, которые знаменуют победу сил Европы над Наполеоном. В центре оборотной стороны два всадника в сопровождении богини победы Ники олицетворяют собой Веллингтона и Блюхера. Над ними колесница верховного божества древних – Зевса. Фриз из двенадцати тел могучих титанов символизирует двенадцать лет борьбы с Наполеоном.

Работа над медалью шла очень медленно. Возможно, Пиструччи намеренно затягивал работу, опасаясь, что, как только он закончит медаль, Королевский монетный двор разорвет с ним сотрудничество. Дело в том, что Бенедетто Пиструччи так и не был назначен на пост главного гравера Королевского монетного двора, хотя, как он считал, ему это было обещано. Непрекращающиеся конфликты, денежные споры, тяжелая рабочая нагрузка, а также чрезвычайно сложный эскиз медали – вот основные причины, по которым работа над медалью растянулась почти на 33 года.


Штемпеля аверса и реверса медали



Лишь в 1849 году Пиструччи передал законченные штемпеля на Королевский монетный двор. К сожалению, они были такими большими, что не могли быть закалены. Это не позволило отчеканить медаль в твердых металлах. Кроме того, к этому времени все, для кого предназначалась медаль, уже умерли, за исключением герцога Веллингтона.

С помощью сохраненных штемпелей на Королевском монетном дворе были изготовлены гальванопластические копии медали. Одна из таких медных гальванопластических копий и хранится в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Несмотря на незавершенность замысла, эта медаль по праву является триумфом медальерного искусства.

Оригинальный дизайн Б. Пиструччи для золотого соверена Георга III 1817 годаЕще одна работа Бенедетто Пиструччи оставила заметный след в истории монет. Это классическая композиция святого Георгия и дракона, выполненная в 1817 году и используемая на британских соверенах по сей день. Cвятой Георгий, поражающий дракона, – один из мифов, популярный как в Великобритании, так и во многих других странах, в том числе в России. Изображения и скульптуры этого героического подвига, воплощающего победу добра над злом, существуют со времен Средневековья. Именно св. Георгий Пиструччи стал основополагающим изображением для британских монет на протяжении 200 лет. Директор Лувра и бывший глава Монетного двора Парижа Доминик Виван-Денон, подчеркивая талант и мастерство Пиструччи, описывал эту монету как «самую изящную монету в Европе».

У современных коллекционеров и ценителей монет и сегодня есть возможность приобрести этот шедевр граверного искусства на Королевском монетном дворе.




Статья подготовлена по материалам музея Королевского монетного двора www.royalmintmuseum.org.uk, также использована информация с сайтов http://www.artmedal.info, http://www.hermitagemuseum.org, http://deigratiacoins.com


© 2006-2016 «Золотой червонец». При использовании материалов данного портала обязательно наличие активной ссылки на Gold10.ru.
Информационный портал Gold10.ru зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС 77 – 56248 от 28.11.2013 г.