Свежий номер

№36 (03) 2016

Видео о монетах
«COINS – это самая большая площадка в России для тех, кто занимается нумизматикой»
Реклама


70-летие победы

Gold10.ru/Статьи/Есть такая профессия — монеты и медали создавать
21 Февраля 2010
Есть такая профессия — монеты и медали создавать
Александр Васильевич Козлов в течение 12 лет работал главным художником Ленинградского монетного двора

Главный художник Монетного двора — должность непростая. С одной стороны, его произведения знакомы всем и каждому — люди расплачиваются монетами, над которыми работал он или его ученики, он — автор известных юбилейных монет и медалей, с другой стороны — мало кто знает его в лицо, далеко не все слышали фамилию.

В этом номере «Золотого червонца» мы рассказываем об одном из выдающихся медальеров, который 41 год проработал на Ленинградском монетном дворе, из них 12 лет был главным художником ЛМД. Кстати, именно он создал модель первого советского юбилейного рубля в память 20-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Это Александр Васильевич Козлов.

Александр Васильевич Козлов родился 29 августа 1917 г. в крестьянской семье в деревне Курьяновка Смоленской области. Рано лишившись родителей, он вынужден был сам пробивать себе дорогу в жизни. После окончания семи классов школы крестьянской молодежи Александр поступил в Воронежское авиационное училище. Проучившись в нем два года, вынужден был прервать учебу по состоянию здоровья. В 1936 г. он переехал в Ленинград, где окончил среднюю школу.

В 1938 г. Александр Козлов был призван в Красную Армию, всю Великую Отечественную войну провел на фронте. После демобилизации в 1945 г. поступил на Ленинградский монетный двор учеником гравера к прославленному медальеру заслуженному деятелю искусств РСФСР Н. А. Соколову, который преподал ему основы композиции медали, лепку модели и резьбу по металлу. Рисунку учился у художника А. В. Пластинина. В свободное время в мюнцкабинете Монетного двора изучал работы Васютинского и других мастеров, работавших на заводе. Через четыре года появились первые тиражированные медали, выполненные в соавторстве с учителем. От работы к работе утверждался собственный почерк.

За умелое сочетание творческой работы с организаторской в 1953 г. Козлов назначается бригадиром граверов Монетного двора, а в 1974 г., после выхода на пенсию Соколова, он становится главным художником Монетного двора. В этой должности Александр Васильевич проработал двенадцать лет — до выхода на пенсию.



Первое признание

Первое признание молодому граверу принесли медали, посвященные достопримечательностям Ленинграда. Воспроизведение в 1958 г. скульптурных групп П. К. Клодта на Аничковом мосту, их классически точное расположение на плоскости медали и ракурс композиции показали незаурядные способности художника.

Затем была выполнена медаль с изображением памятника Петру I скульптора Э. Фальконе. Работа по достоинству была оценена комиссией, и изображение памятника неоднократно тиражировалось, даже в золотом исполнении по заказу Внешторгбанка СССР. Общий тираж медали, невиданный в то время, составил почти 17 тысяч экземпляров. Изображение было так популярно, что накладки с изображением памятника использовались для украшения альбомов, календарей и рамок.

Тема городского пейзажа была продолжена не только архитектурными ансамблями любимого города. Появились медали, посвященные шлюзам Волго-Донского канала, с изображением зданий Московского и Томского университетов.



Литература и искусство

Другой темой в творчестве Александра Козлова стала литература. В 1960 г. он выполнил ряд медалей к 100-летнему юбилею А. П. Чехова. Прекрасно исполненный на лицевой стороне портрет писателя компонуется с изображением чайки, ставшей символом МХАТа. Юбилеям этого театра он посвятил и 4 плакеты. На лицевой стороне изображены портреты основателей театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, на оборотной — канонический символ чеховской чайки.

На долгие годы любимой темой художника становится образ А. С. Пушкина. Здесь и замечательный портрет поэта, и памятные места, связанные с его жизнью. Работая над образами русских поэтов и писателей, Козлов в 1970-х гг. создал серию медалей, посвященных А. С. Пушкину, И. С. Тургеневу, Н. А. Некрасову, А. М. Горькому. Аккуратно оформленные миниатюры уменьшенного диаметра (36 мм) быстро нашли признание у коллекционеров и любителей медальерного искусства.

В начале 1980-х гг. Александр Васильевич выполнил подобную серию медалей, посвященную великим русским композиторам: М. И. Глинке, С. В. Рахманинову, М. П. Мусоргскому, П. И. Чайковскому, А. К. Глазунову. На лицевой стороне медали был помещен прекрасно исполненный портрет композитора, на обороте — список основных произведений. К сожалению, «строгой цензурой» образцы не были утверждены. Серия была тиражирована только в 2004 г.

Выпущенные медали и плакеты показали высокий уровень художественных способностей Козлова. Впитывая опыт своего учителя, художник добился значительных успехов в области пластического портрета. В его работах оживают прекрасные, одухотворенные лица выдающихся деятелей русской культуры и науки. С особым вдохновением он работал над медалями к 70-летию Н. А. Соколова. Кроме штемпеля для тиражных медалей, он выполнил серебряную миниатюру диаметром 73 мм, по гурту которой были вырезаны фамилии учеников и соратников прославленного медальера: А. Козлов, Н. Филиппов, И. Комшилов, Л. Камшилов, П. Потапов, В. Засухин, В. Коленцев, Г. Иванов. Медаль была изготовлена на штемпелерезной машине в единственном экземпляре.



Памяти революции, делу партии

По велению времени Александру Васильевичу Козлову приходилось много внимания уделять отображению в медальерном искусстве революционных событий 1917 г. и разработке образов В. И. Ленина и его соратников. Так, помимо многочисленных работ, посвященных вождю революции, были созданы медали с изображением М. И. Калинина, Камо, В. А. Антонова-Овсеенко.

До последних дней работы на ЛМД он выполнял самые ответственные партийные и государственные заказы. Среди них — работа над проектом ордена Сталина, который, как известно, не был утвержден. Другой важный заказ был посвящен исполнению ордена Октябрьской Революции по эскизу художника В. П. Зайцева. Орден был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР 31 октября 1967 г., и его изготовление было поручено ЛМД. Активное участие в его исполнении принял и Александр Васильевич. Через несколько лет за плодотворную работу он сам был награжден этим орденом.

Были и другие задания подобного рода. Так, в обстановке «строгой секретности» Козлов выполнил модель к 75-летию Л. И. Брежнева, по которой было отчеканено всего две медали из серебра.



Герои войны и космоса

Козлов донес до нас и образы знаменитых ученых и космонавтов. Он был один из первых, кто в тот период работал с С. П. Королевым. По заказу Федерации космонавтов СССР Александр Васильевич выполнил несколько нагрудных знаков для лауреатов премии имени С. П. Королева, а также медаль в честь длительного полета советских космонавтов В. Ляхова, Л. Попова и В. Рюмина.

Многие работы мастера посвящены Великой Отечественной войне. Защищая Родину с первого до последнего дня, Козлов видел героизм и мужество советских воинов, которые отразил в памятных медалях: «Пискаревское мемориальное кладбище» (1963), «Волгоград — город-герой» (1970), «ХХХ лет подвигу защитников Ленинграда» (1973), «Ленинград — город-герой» (1978), портрет Героя Советского Союза Ю. Т. Витаса (И. Т. Валюнаса) для мемориальной доски в Вильнюсе. Итоговой работой стала миниатюра «Знамя Победы», ставшая моделью Знака ветерана Великой Отечественной войны.



Первый советский юбилейный рубль

В 1965 г. Козлову, первому среди граверов, было доверено право выполнить модель первого советского юбилейного рубля в память 20-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Потом были и другие монеты.

В 1980 г. Александр Васильевич изготовил модель юбилейного рубля в память 600-летия Куликовской битвы. В основу композиции он положил сцену единоборства двух воинов — Пересвета и Челубея по мотивам картины М. И. Авилова «Поединок». Модель была принята, образец отчеканен, но в обращение монета не поступила. Выпущена она была намного позже.

Освоив опыт своих предшественников, Козлов сам воспитал плеяду мастеров. Лучшим традициям медальерного искусства у него учились С. М. Иванов, Н. А. Носов, С. А. Корнилов, А. Н. Долгов, А. В. Бакланов.

В 1986 г. прославленный мастер ушел на заслуженный отдых. Но и дома ветеран не расставался со стеком и резцом — он продолжал работать до последнего дня своей жизни.

Автор:  Сергей ПЕТРОВ

© 2006-2016 «Золотой червонец». При использовании материалов данного портала обязательно наличие активной ссылки на Gold10.ru.
Информационный портал Gold10.ru зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС 77 – 56248 от 28.11.2013 г.