Свежий номер

№36 (03) 2016

Видео о монетах
«Банк России» презентовал монетную программу "Сочи-2014"
Реклама
70-летие победы

Gold10.ru/Статьи/Грядут перемены?
21 Мая 2009
Грядут перемены?
Предстоящая Олимпиада в Сочи может привести к расширению круга участников рынка памятных монет

В апреле этого года первый заместитель председателя Банка России Георгий Лунтовский в интервью «Известиям» не исключил, что Банк России может начать продавать золотые памятные монеты не только коммерческим банкам, но и их производителю — «Гознаку».

«Готовятся законодательные поправки, которые предоставят право Центробанку продавать монеты не только банкам, но и другим организациям. К примеру, объединению «Гознак», которое чеканит эти монеты, но реализовывать их не может. Мы у них весь тираж покупаем. По новым же правилам они и другие распространители монет смогут выкупать у нас часть.

Тогда у банков появится конкуренция. Кстати, это не наша инициатива, а Международного олимпийского комитета в связи с предстоящими в Сочи в 2014 году Олимпийскими играми. По его требованию монеты должны продавать не только банки, но и другие распространители, в том числе и за рубежом», — отметил Георгий Лунтовский.

«Золотой червонец» решил узнать мнение коммерческих банков по поводу возможных изменений на рынке памятных монет. Мы предложили представителям банков ответить на несколько вопросов.

1. Как ваш банк и иные банки отнесутся к появлению «Гознака» в качестве одного из игроков на рынке памятных монет из драгоценных металлов?

2. Как, по вашему мнению, должен выглядеть нормальный рынок монет, если говорить о составе его участников (продавцов)?

3. В каком направлении будет в ближайшее время развиваться российский рынок памятных монет?

4. Что необходимо сделать, чтобы это развитие было более активным и интенсивным?



ОАО «Уралпромбанк»

1. ОАО «Уралпромбанк» (г. Челябинск) к появлению на рынке «Гознака» отнесется с пониманием. Конечно, это будет достаточно серьезный конкурент, но, как известно, конкуренция идет на пользу как конечному потребителю товара, так и продавцу, который вынужден будет постоянно повышать качество обслуживания клиента.

2. Банки достаточно сильно ограничены нормативными документами в возможности продавать монеты за пределами банка. Нам кажется, что было бы достаточно интересно совершать выездные продажи на территории корпоративных клиентов, на выставках и т.д. Думаем, что как раз в этой области у «Гознака» будет большое преимущество перед банками.

3. Полагаем, что для увеличения качества и количества продаж рынок памятных монет будет вынужден двигаться в сторону клиента. Необходимо перенести продажу монет из стен банка в сферу обслуживания клиентов.

4. Необходимо принять положения, которые разрешат банкам работать с памятными монетами в более упрощенном режиме. Как вариант — убрать НДС.



Андрей Захаров, ведущий специалист отдела по работе с драгоценными металлами
ОАО «АИКБ «ТАТФОНДБАНК»

1. Ситуация с распределением монет из драгоценных металлов в России в последнее время достаточно напряженная. С одной стороны, есть желание ЦБ РФ выпускать монеты ограниченным тиражом и тем самым повышать их нумизматическую ценность, с другой стороны — желание коммерческих банков получать и реализовывать этот высоколиквидный продукт. В данном случае, мы имеем в виду в основном золотые монеты (50, 100, 200 рублей), а также ряд серебряных монет, например 3-рублевых с тиражом менее 5 тыс. штук.

Появление нового оператора на рынке монет в лице «Гознака» для коммерческих банков носит негативный оттенок, обусловленный отсутствием предложения со стороны ЦБ высоколиквидных монет… На наш взгляд, в случае распределения со стороны ЦБ РФ партии монет с тематикой Олимпиады в Сочи или Универсиады в Казани будет потерян канал распределения этих монет в России. В связи с тем что монеты, выпущенные к данным спортивным мероприятиям, будут иметь высокую нумизматическую ценность (в связи с небольшим тиражом и спецтематикой), они найдут высокий спрос на внутреннем рынке и без их распределения новому оператору в лице «Гознака» или другой государственной организации.

2-4. На наш взгляд, российский рынок монет из драгоценных металлов далек от своего оптимального развития, а тем более насыщения. Если рынок коллекционных монет так или иначе справляется со своей ролью, то инвестиционная составляющая рынка монет находится на начальных этапах своего становления — это касается как российских, так и иностранных инвестиционных монет, реализуемых в России.

В России каждый пятый коммерческий банк так или иначе работает с монетами, но реально развивают и продвигают этот рынок в России не более 20–30 банков.

Увеличение количества операторов, для которых рынок монет был бы не просто имиджевой составляющей, а реальным инструментом получения прибыли, позволило бы значительно активизировать развитие рынка в целом. В дальнейшем, по нашему мнению, коммерческие банки в связи с ростом спроса на монеты будут активнее завозить иностранные памятные и инвестиционные монеты. Ряд коммерческих банков это уже делают, в том числе и ОАО «АИКБ «ТАТФОНДБАНК».



Азат Саляхутдинов, начальник управления по работе с драгоценными металлами ОАО «АК БАРС» Банк

1. Надо определиться со статусом памятных монет: если это денежные знаки, то и реализовываться они должны через Центральный и другие банки РФ. Если это товар, сувенир, то реализовывать их должен не только «Гознак», но и любое торговое коммерческое предприятие, например ювелирный магазин.

Рынок памятных монет в России таков, что на нем вряд ли кого можно назвать игроком, кроме Сбербанка, да и то он больше похож на оператора рынка.

2. Участниками должны быть все, кто занимается сувенирной и ювелирной продукцией.

3. Появятся новые участники, и в первую очередь — ювелирные магазины. Появится много новых монет, к сожалению, иностранного производства с российскими темами. Появятся инвестиционные монеты в виде слитков драгоценных металлов.

Потребители увидят в инвестиционных монетах — истинные денежные знаки.

4. Запустить в обращение денежные знаки в виде монет из драгоценных металлов (платины, золота, серебра) по их реальной, естественно, а не номинальной стоимости. Это придаст рынку памятных и инвестиционных монет взрывной характер развития.



Алла Ищенко, Райффайзен Банк Аваль (Украина)

2. Роль Центробанка в выпуске памятных монет в мировой практике сводится к выполнению функций эмиссионного центра. Производством и реализацией монетной продукции занимаются специализированные предприятия — монетные дворы и их объединения, например Nordic Mints.

Успешной является также практика разделения производства и реализации между еще более специализированными предприятиями. Так, Монетный двор г. Перта в Австралии вышел в число лидеров мирового монетного рынка, на мой взгляд, благодаря успешной маркетинговой и торговой деятельности компании GoldCorp (Австралия), которой были делегированы эти функции.

Состав участников рынка памятных монет (продавцов) наиболее эффективно может быть реализован так:

— производство: монетный двор (ы)
— эмиссионный центр: центробанк (и)
— продвижение и продажи на первичном рынке (внутреннем и международном): монетный двор (ы) и их обьединения (в том числе «Гознак» как организация, обьединяющая банкнотно-монетные производства) или специализированные структуры. С целью расширения сети реализации памятных монет в качестве посредников между первичным продавцом и конечным потребителем вовлекаются банки, нумизматические компании, организации коллекционеров, почтовые предприятия.


© 2006-2016 «Золотой червонец». При использовании материалов данного портала обязательно наличие активной ссылки на Gold10.ru.
Информационный портал Gold10.ru зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС 77 – 56248 от 28.11.2013 г.