Свежий номер

№36 (03) 2016

Видео о монетах
Музей денег в Тбилиси
Реклама


70-летие победы

Gold10.ru/Статьи/COINS-2008: начало большого пути
21 Июля 2008
COINS-2008: начало большого пути
Впервые в России проведена конференция, посвященная рынку памятных монет

Первая Европейская конференция по памятным монетам COINS-2008 (организатор — издательство «Уотер Марк», соорганизатор — Евразийский банк развития, золотой спонсор — Банк ВТБ) — уже часть истории. Эти два дня в конце июня, когда в Санкт-Петербург съехались люди, профессионально занимающиеся памятными монетами, показали: новое место встречи оказалось востребовано участниками рынка. Им было о чем говорить и что обсуждать. Им действительно кажется интересным и перспективным российский рынок памятных монет — при том, что сегодня он сильно отличается от европейского. А это значит, что конференции COINS тоже есть куда расти и развиваться.

Зачем они нужны

«А зачем вообще нужны памятные монеты?» — интересовались телевизионщики, приехавшие в гостиницу «Парк Инн Прибалтийская» делать сюжет о конференции и с любопытством рассматривавшие серебряные и золотые монеты, в широком ассортименте представленные на выставочных стендах компаний — участниц COINS.

На следующий день во время рабочих сессий многие докладчики так или иначе пытались сформулировать: зачем.

Памятные монеты (впрочем, некоторые предпочитают их называть коллекционными, однако суть не в используемых терминах) появились еще в античные времена. И в какой то степени выполняли роль «средств массовой информации» — рассказывали о правителях и об их свершениях. На рабочей сессии конференции COINS-2008Памятные монеты, по определению управляющего директора компании Modern Numismatics International Фокко Кноля, с момента своего возникновения использовались «как подарки королям и как реклама королей».

В России памятные монеты появились в первой половине XIX века, и до 1914 года были выпущены 1 золотая и 12 серебряных таких монет. Связаны они были в основном с событиями из жизни монаршей фамилии: например, монета по случаю бракосочетания наследного принца. Или — монета в честь установки Александровской колонны.

Потом в истории отечественных памятных монет был длительный перерыв — до 1965 года, когда была выпущена первая советская памятная монета в честь 20-летия Победы. Следующим этапом в истории отечественных памятных монет стали Олимпийские игры в Москве: именно в олимпийской серии, стартовавшей в 1977 году, впервые в СССР стали использоваться драгоценные металлы для чеканки памятных монет.
Перелом — с точки зрения расширения тематики — наступил в конце восьмидесятых годов: в 1988 году появились памятные монеты, посвященные 1000-летию крещения Руси.

Сегодня в России ежегодно выпускается 40–45 видов памятных монет. По европейским меркам — это слишком много (общая рекомендация — 8–15 тем в год), однако в Банке России (который и выпускает в обращение памятные монеты) убеждены, что «для российского нумизматического рынка это приемлемо».
И все-таки — для чего сегодня в мире выпускают памятные монеты?

Представители группы компаний MDM (Германия) выделяют несколько причин. Во-первых, памятные монеты позволяют отметить значимые события в жизни той или иной страны. Во-вторых, это — возможность участвовать в различных международных программах (например, существуют международные монетные программы, посвященные Олимпийским играм, чемпионатам мира по футболу и так далее). В-третьих, это позволяет насыщать и развивать спрос коллекционеров (если коллекционерам нужны памятные монеты — их надо выпускать). В-четвертых, памятная монета — это своего рода визитная карточка страны. И с ее помощью можно познакомить тысячи людей с культурой этой страны, с ее памятниками, с обычаями ее жителей, с ее животным и растительным миром. Наконец, памятные монеты — это бизнес, а значит — способ получить прибыль.



Спрос или предложение

Собственно монетный рынок в его нынешнем виде начал складываться во второй половине XX века, когда стало расти число памятных монет.У участников COINS-2008 была возможность посетить Санкт-Петербургский монетный двор Своего рода катализатором рынка стали Олимпийские игры: в 1952 году Олимпиада проходила в Хельсинки(Финляндия), и это событие впервые в современной истории было отмечено выпуском специальных памятных монет (во времена Древней Греции также чеканились монеты к Олимпийским играм). Но Олимпиады проходят с четырехлетним циклом, поэтому стали появляться новые темы, новые программы.

На рынке стало больше монет — и рынок изменился. Коллекционеры получили возможность выбирать, какой именно из монет отдать предпочтение. Появился своеобразный потребительский рынок. Хотя специалисты уточняют: монету нельзя считать обычным потребительским продуктом. Это — особенный продукт. С одной стороны, каждая памятная монета, как мы уже говорили, посланник своей страны. С другой — существует категория инвестиционных монет (их еще называют весовыми или «слитковыми»).

«Рынок инвестиционных монет — прозрачный, быстрорастущий рынок. Он управляется в основном спросом, — объясняет Фокко Кноль. — Рынок монет коллекционных — менее прозрачен. Он тоже определяется спросом, но здесь присутствует и диктат предложения».

Кроме того, существует еще один сегмент рынка — монеты как подарки. Одни считают, что этот сегмент — наиболее перспективен (в том числе — на российском рынке), другие — что это лишь дополнение к основному спросу со стороны коллекционеров и инвесторов. Истина, скорее всего, где-нибудь посередине. Тем более что монета, купленная (или полученная) в качестве подарка, может со временем стать основой чьей-то новой коллекции (и таким образом «подарочный» и «коллекционный» спрос могут весьма активно пересекаться). «Подарочные» монеты имеют свои особенности — для них очень важна правильная упаковка (и, кстати, сегодня многие производители — например, Новозеландский монетный двор, — упаковке придают особое значение). При этом, считает Фокко Кноль, для «подарочных» монет важна также хорошая система сбыта — например, через магазины подарков.



Монеты разные нужны

Сегодня на рынке представлены самые разнообразные памятные монеты. Разного веса — от 0,5 грамма (самые маленькие золотые монеты) до нескольких килограммов. Разной формы — традиционно круглые (их, безусловно, большинство), в виде многоугольников, квадратов, прямоугольников, треугольников, а также «фигурные» (в форме сердца, рыбок и так далее). Монеты-пазлы. Монеты из золота, серебра, платины, а также из ниобия, тантала и титана. Монеты со вставками из драгоценных и не очень драгоценных камней. Монеты с голограммами. Цветные монеты. Ну и так далее — перечень можно продолжить.

Но сказать, что монетный мир разделился на два четких лагеря — сторонников строгой монетной классики и приверженцев нестандартного подхода к медальерному искусству, — было бы, наверное, неправильным. Деление, безусловно, есть, но — не категоричное. Монетные дворы, выпускающие классические памятные монеты, в поиске новых эффектов идут на эксперименты с металлами и начинают использовать цветные изображения. Пожалуй, тут главный вопрос, что первично: необычная форма ради самой формы, ради желания быть оригинальным и постоянно удивлять — или же все новинки призваны лишь помогать создателям монеты лучше раскрыть тему, являться частью художественного замысла.

Российские памятные монеты — это, пожалуй, пример наиболее жесткого следования классическим канонам. Только круглые, только из традиционных металлов (серебро, золото, сплавы цветных металлов). Единый аверс — с эмблемой Банка России, тематика раскрывается лишь на реверсе.Эскиз первой российской памятной монеты с цветными фрагментами (посвящена 100-летию со дня рождения детского писателя Н.Н.Носова)

Впрочем, что касается изображений на аверсе и реверсе, были в недавней истории российских монет примеры другого подхода, когда для раскрытия темы использовались обе стороны монеты (некоторые монеты серий «Русский балет», «50-летие Победы в Великой Отечественной войне» и «55 я годовщина Победы в Великой Отечественной войне»).

А в нынешнем, 2008 году в историю российских памятных монет будет вписано сразу две новые страницы. Во-первых, впервые будет выпущена 3-килограммовая монета из золота (в честь 190-летия «Гознака»). А во-вторых, Банк России выпускает первую в своей истории монету с цветным изображением. Дизайн этой монеты, посвященной 100-летию со дня рождения детского писателя Н. Н. Носова, был впервые обнародован во время конференции COINS-2008.



Особенности национального рынка

Российский рынок памятных монет серьезно отличается от рынков многих европейских стран. Главное его отличие — в принципиальном подходе к выпуску памятных монет. Для Банка России выпуск памятных монет является не коммерческим мероприятием, а «способом популяризации истории страны, ее культурных ценностей, научно-технических достижений». Памятные монеты чеканятся по заказу Банка России на монетных дворах «Гознака» — Санкт-Петербургском и Московском. Тираж поступает заказчику, а дальше распространителями памятных монет являются кредитные организации Российской Федерации (сейчас это — более 100 коммерческих банков). При этом основная часть тиражей распространяется учреждениями Сбербанка России.

Российские монетные дворы к реализации памятных монет отношения не имеют — в отличие, скажем, от монетных дворов многих других стран — например, Польши, Австрии, Финляндии. В этих случаях монетные дворы изучают рынок, покупательские предпочтения — и учитывают это при создании монет. То есть на этих рынках не только предложение влияет на спрос, но и спрос влияет на предложение.

Еще один «канал сбыта» памятных монет, весьма популярный в Европе, но отсутствующий пока в России, — через компании-дилеры, через почтовую рассылку. В последнее время в Европе все популярнее становится продажа монет по телевизору.

По оценке специалистов группы компаний MDM, в России — очень быстро растущий рынок. Однако российскому рынку необходима развитая и надежная инфраструктура продажи монет, которой бы доверяли коллекционеры. А еще нужно формировать цивилизованный вторичный рынок памятных монет.

«Сейчас в России, на наш взгляд, большинство клиентов покупают монеты в качестве инвестиций. Но надо выстраивать концепцию на среднесрочную перспективу, рассчитанную на коллекционеров. Во многих странах есть хорошо развитые локальные рынки, и эти успешные программы можно приспосабливать к своим потребностям, — считают в группе компаний MDM. — Не стоит полагаться только на банки. Нужна разная техника продаж. Нужны PR кампании в СМИ. И, конечно, нужны консультации профессионалов».



Золото — это просто

По мнению многих специалистов, сейчас сложилась очень благоприятная ситуация для развития монетного рынка. Кризис фондового рынка повысил интерес частных инвесторов к драгоценным металлам, и прежде всего — к вложениям в золото. «Золото — хорошая альтернатива инвестициям в ценные бумаги, — считает Меэлис Атонен представитель компании Tavex Gold (Финляндия). — По нашим прогнозам, нынешняя ситуация — надолго. И эта ситуация открывает большие возможности для продажи золотых монет и золотых слитков как предмета инвестиций. И эти возможности надо активно рекламировать».

Познакомившись с российским рынком, в компании Tavex констатировали: золота в России продается много, но все это золото — ювелирные изделия. А инвестировать в золото, покупая ювелирные изделия, — большая ошибка. Инвестировать надо, убеждены в компании Tavex, в золотые монеты и золотые слитки.

В Финляндии, Швеции, Латвии, Эстонии, где рынок инвестиционного золота существует относительно недавно, сегодня золотыми монетами торгуют специальные отделы в больших супермаркетах: «Люди видят: купить золото — это очень просто».

«Каждый человек должен иметь в своем инвестиционном портфеле 10–25 процентов золота — в виде слитков или монет, — уверяет Меэлис Атонен. — У золота есть неоспоримое преимущество перед акциями: оно анонимное. Никто не будет знать, что вы вложили деньги в золото. А если вы купили акции, вы со временем можете попасть в какие-нибудь списки богатых людей».



Продолжение следует

Вряд ли в российских супермаркетах уже завтра появятся отделы по продаже золотых монет, а коллекционеры смогут заказывать понравившиеся памятные монеты по почте. Активному развитию этого рынка сегодня мешает в том числе и существующее законодательство, в том числе — налоговое и таможенное.

Однако в любом деле важно — начать. Обозначить проблемы и определить, как эти проблемы можно решать. Благодаря конференции COINS-2008 все заинтересованные стороны смогли убедиться: интерес к российскому монетному рынку — есть. Перспективы у российского рынка — большие. И этот рынок не может не развиваться.

Тем более что за первой конференцией COINS обязательно последует вторая, третья — и так далее.

Наша справка

Первая Европейская конференция COINS-2008 проходила 25–26 июня в Санкт-Петербурге (гостиница «Парк Инн Прибалтийская»). В работе конференции участвовали 147 делегатов из 24 стран. Это представители национальных банков, монетных дворов, коммерческих банков, компаний-дистрибьюторов, компаний — производителей оборудования.

Среди участников COINS-2008: Банк России, Банк ВТБ, Евразийский банк развития, Сбербанк России, Национальный банк Украины, Национальный банк Белоруссии, Центральный банк Армении, Национальный банк Киргизии, Национальный банк Казахстана, Санкт-Петербургский и Московский монетные дворы — филиалы ФГУП «Гознак», Монетный двор Финляндии, Монетный двор Казахстана, Монетный двор Австрии, Монетный двор Польши, Королевский Испанский монетный двор, Королевский Голландский монетный двор, Новозеландский монетный двор, компания Coin Invest Trust и т.д.

Организатор конференции — компания «Уотер Марк» (издатель журналов «Водяной знак» и «Золотой червонец»).

Соорганизатор конференции — Евразийский банк развития.

Золотой спонсор конференции — Банк ВТБ.

Информационные партнеры конференции — Аналитический банков­ский журнал, журнал «Банковское обозрение», ИПК «ИнтерКрим-пресс» и «Национальный банковский журнал».

В рамках конференции работала выставка, на которой свою продукцию представили, в частности, Санкт-Петербургский и Московский монетные дворы «Гознака» (Россия), компания Coin Invest Trust (Лихтенштейн), компания Tavex Gold (Финляндия), компания PAMP (Швейцария), Universal Mint (Гонконг), компания Rosler (Германия), компания EMK (Германия).

Одним из событий конференции COINS-2008 стало награждение победителей Второго Международного конкурса памятных монет «Монетное созвездие-2008».
Автор:  Наталия ИПАТОВА

© 2006-2016 «Золотой червонец». При использовании материалов данного портала обязательно наличие активной ссылки на Gold10.ru.
Информационный портал Gold10.ru зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС 77 – 56248 от 28.11.2013 г.