Свежий номер

№36 (03) 2016

Видео о монетах
Впервые в Европе показана самая дорогая монета в мире
Реклама
70-летие победы

Gold10.ru/Статьи/Особенности советских медалей А.Ф. Васютинского
13 Декабря 2012
Особенности советских медалей А.Ф. Васютинского
В январе 2013 года исполнится 155 лет со дня рождения медальера Антона Федоровича Васютинского
(1858 – 1935).

Пройдя школу Императорской Академии художеств, получив уроки у французских и немецких мастеров в конце XIX века, Васютинский на протяжении всей своей творческой деятельности подтверждал понятие «профессионализм в искусстве».

Революционные перемены в социальной и художественной жизни страны Васютинский встретил зрелым мастером: в 1917 году ему исполнилось 59 лет. Поэтому в его тематических медалях нового времени получили отражение, прежде всего, академический и европейский опыт и профессионализм работы на Петербургском монетном дворе.

Одной из первых Васютинский создал медаль «Третья годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» (1920)1 В литературе ее традиционно относят к медалям, заложившим основы советской символики: скрещенные серп и молот, рабочий у наковальни с винтовкой, динамичная композиция. При этом медаль отличает чистота всех элементов, ясность рисунка и композиции, т.е. несмотря на появление новых образов героев, язык изображения остался прежним.

Свое двухсотлетие (1924) Ленинградский монетный двор отметил выпуском памятной медали, в которой соединились традиции дореволюционной и советской пластической выразительности.

В 1920 – 1930-е годы художник обратился к созданию портретных медалей, среди них – посвященные 50-летию научной деятельности физиолога И.П. Павлова (1924), 40-летию избрания академиком А.П. Карпинского (1926), медаль в честь Международного физиологического конгресса с портретом И.М. Сеченова (1935).

Васютинский продолжил лучшие традиции императорской художественной школы и заграничных медальеров. Традиционное построение композиций он дополнял деталями и нюансами, сочиненными в соответствии с каждой новой темой. Чистота рельефа, вариативность композиционных решений при минимальном наборе графических элементов демонстрировали высокий уровень мастерства художника-медальера.

В памятной медали, посвященной III международному конгрессу по иранскому искусству и археологии, по точному замечанию искусствоведа Е.С. Щукиной, «живописный рельеф и подробная повествовательность медали <...> были реминисценциями приемов французского медальерного искусства последней трети XIX в.»2

Следует отметить, что первые советские медали Васютинского построены по традиционным законам медальерного искусства и без оглядки на современную моду, но в тех случаях, когда скульптор деталями нарочито подчеркивал образ новой эпохи, это вносило диссонанс в образный строй медали и даже мастерски исполненный рельеф не спасал положение.

Нельзя не подчеркнуть, что Антон Федорович Васютинский подал советским медальерам пример творческого использования наследия прошлого. Работы же самого мастера отличает уникальный художественно-пластический язык, суть которого можно свести к выразительной лепке рельефа (то растворяющегося на фоне, то четком, высоком, но всегда безупречном по рисунку), к умению автора гармонично сочетать тончайшие детали и большие плоскости, находить точные и выразительные аллегорические образы, способствующие раскрытию замысла композиции.

Л.А. ЕВДОКИМОВА, художник монетно-медальной студии ФГУП «Гознак», аспирант кафедры рисунка РГПУ им. А.И. Герцена

Полный вариант статьи читайте в №22 журнала "Золотой червонец".

Фотографии медалей предоставлены Центральным складом инструмента и образцов Санкт-Петербургского монетного двора ФГУП «Гознак»

Пояснение к иллюстрациям

1) Медаль «Третья годовщина Великой Октябрьской социалистической революции»; 2) Медаль «200 лет Ленинградскому монетному двору»; 3) 50 лет научной деятельности И.П. Павлова; 4) III международный конгресс по иранскому искусству и археологии.



Ссылки на источники: 1. Существуют экземпляры медали с ушком для ношения. 2. Цит. по: Щукина Е.С. Два века русской медали. Медальерное искусство в России 1700 – 1917 гг. – М.: Терра, 2000. – С. 202.

Автор:  Л. Евдокимова

© 2006-2016 «Золотой червонец». При использовании материалов данного портала обязательно наличие активной ссылки на Gold10.ru.
Информационный портал Gold10.ru зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС 77 – 56248 от 28.11.2013 г.