Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Особенности советских медалей А.Ф. Васютинского
Особенности советских медалей А.Ф. Васютинского
Особенности советских медалей А.Ф. Васютинского
Революционные перемены в социальной и художественной жизни страны Васютинский встретил зрелым мастером: в 1917 году ему исполнилось 59 лет. Поэтому в его тематических медалях нового времени получили отражение, прежде всего, академический и европейский опыт и профессионализм работы на Петербургском монетном дворе.

Одной из первых Васютинский создал медаль «Третья годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» (1920)1 В литературе ее традиционно относят к медалям, заложившим основы советской символики: скрещенные серп и молот, рабочий у наковальни с винтовкой, динамичная композиция. При этом медаль отличает чистота всех элементов, ясность рисунка и композиции, т.е. несмотря на появление новых образов героев, язык изображения остался прежним.

Свое двухсотлетие (1924) Ленинградский монетный двор отметил выпуском памятной медали, в которой соединились традиции дореволюционной и советской пластической выразительности.

В 1920 – 1930-е годы художник обратился к созданию портретных медалей, среди них – посвященные 50-летию научной деятельности физиолога И.П. Павлова (1924), 40-летию избрания академиком А.П. Карпинского (1926), медаль в честь Международного физиологического конгресса с портретом И.М. Сеченова (1935).

Васютинский продолжил лучшие традиции императорской художественной школы и заграничных медальеров. Традиционное построение композиций он дополнял деталями и нюансами, сочиненными в соответствии с каждой новой темой. Чистота рельефа, вариативность композиционных решений при минимальном наборе графических элементов демонстрировали высокий уровень мастерства художника-медальера.

В памятной медали, посвященной III международному конгрессу по иранскому искусству и археологии, по точному замечанию искусствоведа Е.С. Щукиной, «живописный рельеф и подробная повествовательность медали <...> были реминисценциями приемов французского медальерного искусства последней трети XIX в.»2

Следует отметить, что первые советские медали Васютинского построены по традиционным законам медальерного искусства и без оглядки на современную моду, но в тех случаях, когда скульптор деталями нарочито подчеркивал образ новой эпохи, это вносило диссонанс в образный строй медали и даже мастерски исполненный рельеф не спасал положение.

Нельзя не подчеркнуть, что Антон Федорович Васютинский подал советским медальерам пример творческого использования наследия прошлого. Работы же самого мастера отличает уникальный художественно-пластический язык, суть которого можно свести к выразительной лепке рельефа (то растворяющегося на фоне, то четком, высоком, но всегда безупречном по рисунку), к умению автора гармонично сочетать тончайшие детали и большие плоскости, находить точные и выразительные аллегорические образы, способствующие раскрытию замысла композиции.

Л.А. ЕВДОКИМОВА, художник монетно-медальной студии ФГУП «Гознак», аспирант кафедры рисунка РГПУ им. А.И. Герцена

Полный вариант статьи читайте в №22 журнала "Золотой червонец".

Фотографии медалей предоставлены Центральным складом инструмента и образцов Санкт-Петербургского монетного двора ФГУП «Гознак»
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 4(65) 2023
№ 4(65) 2023
;