Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Орденская планка России
Орденская планка России
Орденская планка России
Для того чтобы это стало возможным, экспонаты своих собраний объединили музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственный музей керамики «Усадьба Кусково», Российский государственный архив древних актов и Управление президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам.

Основу выставки составляет коллекция наград Капитула российских орденов, хранящаяся в Оружейной палате Московского Кремля. В коллекцию входят не только все разновидности орденских знаков, но и орденские печати, оригиналы статутов, подписанные монархами и оформленные лучшими художниками своего времени.

Не меньший интерес, чем сами награды, вызвали у журналистов организаторы выставки Елена Гагарина, директор Кремлевских музеев, Людмила Гаврилова, доктор исторических наук, заведующая отделом нумизматики Кремлевских музеев, и два главных художника Московского и Санкт-Петербургского монетных дворов Виктор Ерохин и Александр Бакланов.

Выступление Виктора Ерохина на научной конференции, приуроченной к открытию выставки, было посвящено истории создания одного из самых известных и красивых российских негосударственных орденов Петра Столыпина: «Мы изготавливаем не только государственные, но и общественные награды. Однако редко бывают награды столь дорогие, столь высокого уровня, как орден Столыпина, изначально предназначавшийся для первых лиц государства».

Прочитав доклад, Виктор Ерохин поспешил изучить выставленные экспонаты и заснять их на камеру: «Конечно, многие из этих наград я видел и «живьем», и на фотографиях в альбомах, но для художника важно иметь собственный архив, чтобы в нужный момент пересмотреть материалы и освежить те мысли, которые возникают во время просмотра таких вот экспозиций. Поэтому я стараюсь собирать в собственный архив и такие вот документальные впечатления».

Медаль «За труды по сельскому хозяйству» и юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945»А корреспондент «Водяного знака» тем временем совершал с Александром Баклановым экскурсию по современной части выставки. Тем более что большая часть ее экспонатов была создана либо самим Баклановым, либо под его руководством. Мастер делился впечатлениями, оставшимися от работы над той или иной государственной наградой России, ежеминутно повторяя, что вообще-то создание награды труд огромного коллектива и поэтому в подписи правильно сказано, что Бакланов автор эскиза. Только эскиза, да и вообще он, Бакланов, тут почти ни при чем: «На стадии проектирования существует очень много людей, которые консультируют, подсказывают, корректируют. Вносят свою лепту технологи, граверы и еще очень много специалистов. Так что называть одного автора совсем неделикатно».

Мы подходим к выставочным стендам.

«Такие выставки бывают редко, и увидеть свои работы среди других работ очень полезно, рассказывает Бакланов. Вот орден Андрея Первозванного над его изготовлением шла колоссальная работа, сделать его было очень сложно. Это ведь было не простое восстановление ордена. У нас, конечно, имелись образцы, которые мы исследовали, выбрав наиболее характерные. Но дело в том, что старые ордена все разные. Потому что до 1919 года они изготавливались не централизованно, а в разных ювелирных мастерских. Мы же выпускаем изделия в условиях технологичного производства Монетного двора, и старинный образец необходимо было трансформировать, приспособить к современным условиям. Было предложено несколько вариантов ордена, из которых выбрали самый лучший».

А вот современные Георгиевские кресты. Бакланов замечает:

«Георгиевские кресты мне тоже приходилось выбирать для эскиза из очень многих, подбирая пропорции слишком уж они были разными. В работе над орденом Андрея Первозванного и над Георгиевскими крестами принимал участие художник-эмальер, потому что тут присутствуют росписи по эмали. Эта работа очень сложная, требует высокой квалификации, и, как видите, она выполнена отлично. Работая над Георгиевскими крестами, мы нашли старый инструмент, который, правда, был изношен. Мы восстановили его, и потому можно сказать, что современные Георгиевские кресты самым близким образом совпадают с существовавшим крестом».

Не менее интересна история создания и многих медалей например, медали в честь 200-летнего юбилея Александра Пушкина.

«Работая над пушкинской медалью, мы хотели сделать портрет поэта рельефным, но в итоге остановились все же на гладком рисунке самого Пушкина, рассказывает Александр Бакланов. А на оборотной стороне медали очень лаконичный автограф самого поэта. Мы посчитали, что это решение наиболее близко к сути самой поэзии Пушкина лаконичной, легкой, изящной. На колодке муаровая лента бирюзового и желтого цветов это цвета родового герба Пушкина».

Мы подходим к ордену «За заслуги перед Отечеством». Александр Бакланов вспоминает, как создавалась эта награда:

«Для того чтобы утвердить проект ордена, был проведен конкурс между художниками. В результате был выбран практически не исполнимый в условиях современного производства проект. Я был на этом конкурсе консультантом, и мне пришлось разрабатывать новый проект. Причем делать его было нужно в нескольких вариантах для всех степеней ордена и медалей. Крест с орлом лег в основу всех четырех степеней ордена, а потом на основе этого проекта была изготовлена президентская цепь, которая вручается во время инаугурации вместе с символом президентской власти».

Организаторы пресс-конференции уводят главных художников от экспонатов им пора предстать перед телекамерами вместе с организаторами выставки.

Елена Гагарина, удивительно похожая на своего отца, рассказывает о том, насколько уникальна представленная выставка и как велико ее значение для истории современной России:

«Наша выставка называется «Польза. Честь. Слава». И это название не случайно. Это девиз ордена Святого Владимира, учрежденного Екатериной Второй в 1772 году.

Этот орден составлял представление абсолютизма о гражданине, который должен принести своему Отечеству и пользу, и честь, и славу».

На вопрос о стоимости представленных экспонатов Елена Гагарина удивленно поднимает брови: «Мы с вами не в антикварной лавке, а в государственном музее Кремля и поэтому не будем говорить о стоимости бесценных экспонатов».
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;