Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Впечатляют 20% годовых?
Впечатляют 20% годовых?
Впечатляют 20% годовых?
Миф первый: любая старая монета стоит дорого

Да, старые монеты могут стоить миллионы. И аукционы — русские и зарубежные — это регулярно подтверждают. Однако монета монете рознь, и для того, чтобы определить истинную стоимость монеты, необходимо обратиться к эксперту.

Он, во-первых, определит подлинность монеты, а во-вторых, оценит ее.

Если фирма, которую представляет эксперт, работает на рынке долго и имеет хорошую репутацию, то сомневаться в оценке эксперта не стоит.

Есть только одно «но» — полную экспертизу с применением дорогостоящего оборудования, причем бесплатно, проведут в том случае, если монета будет выставляться хозяином на продажу. Проводить экспертизы «просто так», даже за плату, у нумизматов с репутацией не принято.

При оценке стоимости монеты следует помнить, что даже золотая старинная монета может быть «бульонной» — на жаргоне нумизматов это означает, что цена монеты равна стоимости драгоценного металла, использованного при ее изготовлении.

Если монета не является редкой, то вложение денег в нее равнозначно вложению денег в обычные золото или серебро.

Тенденцию стремительного увеличения стоимости демонстрируют монеты редкие и, с точки зрения коллекционеров, уникальные по исполнению, по истории переходов из рук в руки и по другим, малопонятным простым смертным, критериям.

Такая монета в среднем растет в цене на 20% в год. Процент, безусловно, вызывает уважение. Однако понятие «редкая и дорогая» у нумизматов начинается от цены не менее 1000 долларов. Верхний предел, понятное дело, не ограничен. Именно в такие монеты стоит вкладывать деньги для сохранения и приумножения.

Можно вложить средства и в современные монеты — прежде всего в золотые и серебряные раритеты, отчеканенные небольшим тиражом. Однако если позже монету дочеканят, то цена упадет.



Миф второй: нумизматы — люди страстные

Если профессионалов, готовых управлять вашими деньгами и ценными бумагами, достаточно много — это и брокеры, и специалисты ПИФов, и эксперты инвестиционных компаний, то с монетами придется управляться самому. Подсказать — смогут, но делать за вас никто ничего не станет. Возникает резонный вопрос — стоит ли начинать? Не кончится ли вложение денег пагубной страстью покупать монеты ради монет на последние деньги?

В ответ на этот вопрос Дмитрий Максимов улыбается и говорит, что нумизматика — не казино. Что монетами многие люди занимались всю жизнь, и никто из них не впал в благородное безумство, лишая детей хлеба в пользу новой монеты. Напротив, нумизматы — люди вдумчивые, степенные и даже чуть нудные, любящие во всем докапываться до сути, невзирая на временные затраты.

Нумизматика — занятие и в самом деле неспешное. В том числе по части вложения денег. Фантастические проценты монеты приносят, если их не тревожат достаточно долго. На пенсию накопить монетами можно. А на будущий отпуск — нельзя.

Кроме того, загоревшись идеей инвестировать деньги в монеты, не стоит бежать в магазин и хватать то, что понравится.

Полгода — такой срок называет Максимов — необходимо, чтобы найти и почитать литературу, полистать каталоги, прикинуть и взвесить, какие именно монеты и где покупать, хранить и продавать.

Те, кто хочет сохранить и приумножить свои средства, сегодня покупают в «Екатерине» редкие дорогие монеты хорошей и очень хорошей сохранности, как правило, «пробники». «Пробные» монеты замечательны тем, что их тираж всегда исчислялся не тысячами и даже сотнями тиража, а единицами и десятками экземпляров. Спросом пользуются пробные рубли русских царей до Александра I, стоимостью в 10—15 тысяч долларов и выше.

Однако можно рискнуть и сыграть с другими монетами. Поскольку цены на монеты растут достаточно быстро и находить некоторые экземпляры становится все труднее, то, как прогнозирует Дмитрий Максимов, многие из коллекционеров скоро будут собирать не только то, что собирают сейчас. Они обратят свои взгляды на другие монеты — которые сегодня стоят относительно недорого. Таким образом, будет создан спрос и новая цена на то, что сегодня представляется невыгодным для вложения денег. Однако для такой «переоценки ценностей» понадобятся годы, а то и десятки лет.



Миф третий: монеты трудно хранить

Если истинным нумизматам для того, чтобы наслаждаться своими сокровищами в полной мере, необходимы альбомы, шкафы и лупы, то инвестору достаточно будет бумажных пакетиков.

Никаких особых температурных режимов и прочих трудновыполнимых условий не требуется. Понятно, что надежно спрятать дома несколько металлических кружков тоже не составит труда.

Если коллекция разрастается и дома держать ее страшно, есть два пути — снять банковскую ячейку или застраховать коллекцию. Дмитрий Максимов склоняется к тому, что ячейка — наиболее эффективный способ хранения монет для инвестора.

Чем длительнее срок аренды, тем меньше арендная плата. И вообще — много ли значат 10—20 долларов в месяц для того, чья коллекция стоимостью в полмиллиона долларов хранится в ячейке и прирастает гигантскими годовыми процентами.

Что касается страхования коллекции, тут особых проблем тоже не возникает — страховщики примчатся на зов обладателя и составят договор. Однако никто из них не согласится страховать коллекцию, если пакетики с раритетами попрятаны по углам безо всякой системы. Страховщики как минимум потребуют, чтобы монеты были спрятаны в сейфе, а квартира — поставлена на сигнализацию. И эти затраты, в совокупности со страховыми взносами, намного превысят стоимость аренды ячейки.

Главное, от чего Дмитрий Максимов предостерегает новичков-нумизматов, — от самостоятельной «предпродажной подготовки» монеты. Стоимость любой, даже очень дорогой монеты самостоятельной неумелой чисткой («чтобы лучше блестела») можно свести до нуля.



Миф четвертый: посредники испортят весь бизнес

Не подлежит сомнению факт, что монеты имеет смысл покупать только в надежных магазинах, антикварных салонах и на аукционах. Начинающие инвесторы с недоумением спрашивают, в чем же тогда выгода. Ведь комиссионные проценты (10—15%) при покупке и при продаже съедят всю прибыль?

Однако Максимов уверен, что этот путь хотя и менее прибылен, зато более надежен.

При покупке монеты «с рук» отсутствует возможность возврата монеты в случае, если обнаружено, что она фальшивая или имеет дефекты, существенно понижающие ее стоимость при оценке специалистом.

Магазин же, продавший монету с сертификатом и документами, в любое время без проблем и экспертизы примет ее обратно, если не было порчи монеты.

Кроме того, даже в магазине выгодно не сметать с прилавка все, что там выставлено, а дождаться аукциона. Самые лучшие, самые редкие монеты на прилавок, как правило, не выкладываются, а дожидаются аукциона. И купить их на аукционе можно дешевле, чем путем поиска той же самой монеты в нумизматическое межсезонье.



Миф пятый: цена монеты — фактор психологический

Многие из потенциальных инвесторов в монеты опасаются, что психология имеет в нумизматике столь же важное значение, как в биржевой экономике, — массовая истерия трейдеров может как поднять стоимость акций, так и опустить их вне всякой зависимости от реального положения дел.

Максимов решительно опровергает влияние психологического фактора на стоимость монет.

Нумизматика является крайне консервативным видом коллекционирования. В ней не существует скоротечной «моды» на тематику и монеты. И если на аукционе стоимость монеты резко взлетает из-за того, что за право обладания монетой соревнуются 10 коллекционеров, это означает лишь то, что и спустя годы, когда вы будете продавать эту купленную сегодня монету, примерно такое же количество участников аукциона станет не менее яростно взвинчивать на нее цену. Только цена уже будет на порядок выше нынешней.



Миф шестой: монеты дорожают и дешевеют, как золото

Как бы ни опустилась на мировом рынке стоимость драгоценных металлов, из которых изготовлены монеты, цена самих монет будет продолжать расти. Речь опять-таки идет о монетах стоимостью свыше 1000 долларов, в цене которых собственно «золотая составляющая» — лишь несколько процентов. Цена редкой монеты растет настолько резко и динамично, что понижение стоимости золота на этом рынке практически не ощущается.

Более того, все большее и большее число предпринимателей и представителей среднего класса осознают привлекательность вложения денег в монеты. Инвесторов становится больше, а монет — столько, сколько и было. Понятно, что при такой тенденции цена на монеты растет еще больше.

По оценкам Максимова, в ходе аукционов последних лет цены на монеты взлетали, в зависимости от редкости, от 50 до 100%. Так что 20% годовых, о которых говорилось выше, — это очень усредненный и очень осторожный показатель. Значительную роль в этой «игре на повышение» Дмитрий Максимов отводит именно резкому росту числа коллекционеров-инвесторов.



Миф седьмой: чтобы не ошибиться, консультироваться надо с профессионалами

Здесь дело обстоит просто — профессионалов в нумизматике нет. Ибо нет ни учебного заведения, где их готовят, ни органа «лицензирующего и сертифицирующего». Конечно, есть корифеи, которые составляют каталоги и публикуют ученые труды по нумизматике. Но все же они являются либо историками, либо искусствоведами.

Поэтому квалификацию эксперта аукциона или магазина определять приходится «на глаз», учитывая его стаж работы, известность салона, рекомендации людей, уже пользовавшихся его услугами, и личные симпатии и антипатии.

Конечно, можно обратиться за консультацией в Государственный исторический музей, Эрмитаж или любой другой музей, обладающий солидной нумизматической коллекцией, но понятно, что путь до таких специалистов будет нелегким.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;