Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Монеты осенью считают
Монеты осенью считают
Монеты осенью считают
Страницы каталога нынешнего аукциона охватывают почти всю историю России. Первый в хронологическом порядке экспонат — серебряная новгородская гривна XII века, а последний — эталонный медно-никелевый полтинник 1966 года. Между ними — 358 лотов, несущих на себе печать истории с ее царствованиями, войнами, коронациями и реформами.

Одна из любопытных монет доимператорского периода — золотая чешуйка (копейка) Владислава Вазы. В августе 1610 года боярская группировка организовала присягу польскому королю. Два года тот правил Россией, успел начеканить наградных золотых копеек, а в 1612 году земский староста Минин и воевода Пожарский со своим ополчением разбили польскую армию.

Монета интересна как для коллекционеров, собирающих царский период, так и для тех, кто собирает русское золото вообще. Несмотря на малый вес — 0,59 г, из-за редкости ориентировочная стоимость монеты достаточно высока — 1800-2200 долларов.

Царь Алексей Михайлович Романов остался в истории нумизматики благодаря попытке реформы. Сначала он хотел выпустить серебряный рубль 1654 года, но задумка не удалась — и кружки для монет нужны были больше, чем могли чеканить в то время, и серебра не хватило. Чеканить рубль так и не стали.

На аукционе за 2000 долларов будет представлен лишь новодел рубля последней четверти XVIII века. Новоделы более позднего времени встречаются чаще, а оригинальные рубли не встречались на аукционах уже более 70 лет. Последнее появление рубля Алексея Михайловича на публичной распродаже состоялось в тридцатых годах прошлого века во время распродажи дублетов Эрмитажа.

Вследствие неудачной реформы подданные Алексея Михайловича нашли выход из положения, который на аукционе этой осенью оценивается в сумму около 5 тысяч долларов. Ничтоже сумняшеся в Россию завезли нидерландские талеры, произвели на них надчеканку — «1655 год», поставили клеймо и получили «ефимок».

Монета зачастую не выдерживала варварского обращения и трескалась. Но среди нумизматов эти повреждения такими не считаются, ибо они несут на себе историческое свидетельство о русской смекалке и уровне технологий чеканки монеты.

Не меньше ценится и новодел «ефимка», отчеканенный на Санкт-Петербургском монетном дворе в конце XVIII века по заказу Общества любителей древностей.

Для новодела сначала изготовили штемпеля талера, отчеканили его, а потом уже вырезали штемпель со Святым Георгием и датой — «1655 год» и дочеканивали талер до «ефимка».

Новодел считается не менее редкой монетой, чем «ефимок», и на аукционах не встречался довольно давно. Предполагается, что во время торгов стартовая цена — 5000 долларов может очень существенно подняться.



Единственный шанс

Самая великолепная и редкая монета, представленная на нынешнем аукционе, оценивается в 300-350 тысяч долларов. И это — только стартовая цена. Которая при наличии двух и более коллекционеров, имеющих возможность приобрести эту монету, может вырасти до 500 тысяч долларов.

Однако монета стоит таких денег, ибо шанс встретить ее на аукционе может выпасть единственный раз в жизни.

Вообще-то, и этого шанса не должно было быть — монет было всего три, и все три хранились в музейных коллекциях. Одна — в Эрмитаже, две другие — в Государственном историческом музее. Но в 1999 году некий коллекционер предложил ГИМу обмен — тоже на очень редкую, уникальную монету, которой в коллекции не было, — на пробный павловский рубль 1796 года с портретом императора. И Государственный исторический музей обменял дубликат с разрешения Министерства культуры. Так раритет оказался в частной коллекции.

Но вот по каким-то причинам коллекционер решил расстаться с монетой и выставил ее на аукцион. Никогда ранее она не продавалась.

Эта монета — новодел 1870 года серебряной полтины 1699 года, самая первая русская монета, имеющая отношение к регулярному чекану.

Петр решил попробовать чеканить свою монету. По царскому приказу резчик-гравер Василий Андреев вырезал примитивные штемпеля, которые ныне хранятся в ГИМе, в особой кладовой. Эта пробная монета послужила прообразом для других монет, регулярную чеканку которых удалось наладить только в 1701 году. Она считается основополагающей в русской чеканке вообще.

Монета имеет «особую примету» — при чеканке у штемпеля раскололся край, и небольшой фрагмент поля «не пропечатался».

Ходили слухи, что в 1890-х годах Юлий Иверсен, главный хранитель нумизматической коллекции Эрмитажа, отчеканил подлинными штемпелями несколько новоделов, но гипотетические «иверсеновские» новоделы на аукционах не появлялись и никоим образом не всплывали. Поэтому по прошествии 100 с лишним лет считается, что в коллекционном обороте находится только один новодел полтины с экспертными заключениями о подлинности В. В. Узденикова, автора каталога и научных работ по нумизматике, имеющего среди коллекционеров непререкаемый авторитет.



Догнать и перегнать

В 1704—1705 годах произошел невероятный скачок в качестве русских монет. За четыре года Петру удалось преодолеть отставание от Европы по части монетного производства на два века. Разумеется, сделано это было по-петровски, в Россию за большие деньги были переманены западные специалисты и закуплено оборудование.

Серебряный рубль 1714 года из коллекции Ирвина Гудвина — отличное доказательство петровского успеха. И чеканка, и портрет — на несколько порядков выше легендарной первой петровской полтины. И цена — соответствующая: «всего» 30 тысяч долларов, потому что чеканили эти рубли уже большими тиражами и сохранилось их достаточно много.

Догнав Европу по технологиям, Петр решил идти дальше и чеканить более крупные монеты, наподобие талеров. Так появились 2 рубля 1722 года. Подлинная монета известна только одна и хранится в Эрмитаже, но и новодел — большая редкость и оценен в 12—15 тысяч долларов.

Еще один замечательный экземпляр петровской эпохи — наградной рубль, отчеканенный, как медаль, в кольце. Рубль уникальный, еще не описанный в нумизматической литературе, является единственным известным экземпляром и выставлен на аукцион со стартовой ценой 4—8 тысяч долларов.

На аукционе будет и другая интересная монета — Петра Третьего, убитого в результате дворцового переворота. Как правило, монеты императоров, мало царствовавших, очень ценятся: за короткое время правитель не успевает начеканить много монет, а чем их меньше — тем дороже свидетельство об ушедшей эпохе.

Золотые 5 рублей 1762 года в оригинальном конверте из дореволюционной коллекции оценены экспертами в 5-7 тысяч долларов.



«На установление исправной монеты»

Каждый из государей отдавал себе отчет в том, что налаженная монетная система и высокие технологии чеканки денег — один из немаловажных аспектов безопасности государства и стабильности государственной экономики. Поэтому каждый новый рубеж, взятый в производстве монет, отмечался царями. Екатерина Вторая, входившая сама во все тонкости изготовления денег, даже выпустила бронзовую медаль «На установление исправной монеты». Вырезал медаль Тимофей Иванов в 1763 году.

Медаль превосходной сохранности, с портретом Екатерины и державным орлом, который в одной лапе держит скипетр, а другой опирается на монетный пресс. Орел парит в лучах, исходящих с неба, поэтому достаточно сложно определить, к кому относятся слова, вырезанные на медали: — «И сие тобою одушевляется» — обращены ли они к небесам, к державе, олицетворяемой орлом, или же к Екатерине.

Под «установлением исправной монеты» подразумевается налаженное производство чеканки денег и «пиаровская» подготовка к введению в российское обращение бумажных ассигнаций.

По сравнению с монетами медаль стоит недорого — 400-600 долларов. Однако для медали — их пока собирают реже, чем монеты, — это достаточно высокая цена. В среднем стоимость хороших медалей не превышает 200 долларов, а начинается от 50.

Екатерининский сестрорецкий рубль (новодел), о котором подробно писал «Водяной знак» в № 4, выставлен на аукцион со стартовой ценой 50-80 тысяч долларов.



Чеканка перечеканки

Под конец правления Екатерины II казна благодаря многочисленным военным кампаниям пришла в упадок, и императрица решила поправить дело перечеканкой пятаков в гривенники. 5 копеек 1772 года в 1796 году были перечеканены в 10. Монета получилась более плоская, на ней просматривается забитый орнамент пятака, и к нынешнему аукциону она оценена в 2-3 тысячи долларов. Перечеканено было почти все, что имелось в государстве.

Но история на этом не заканчивается. После смерти Екатерины на трон взошел Павел, который терпеть не мог мать и старался во всем не походить на нее. Первым делом он отменил непопулярную реформу и начал перечеканивать гривенники обратно в пятаки, надеясь решить экономическую проблему каким-нибудь иным способом.

На измученном металле после второй перечеканки сложно было разобрать что-либо вообще, монеты были расплющены в блин, однако дату на них ставили прежнюю — 1796 год, возвращая пятаки на круги своя и уничтожая следы материнской реформы.

Перечеканил Павел опять-таки почти всю мелочь, в результате гривенники Екатерины стали нумизматической редкостью.

В денежной реформе Павел пошел дальше — решил привести серебряную монету к европейскому образцу и вернуть русскому серебру прежний, тяжелый вес.

4-7 тысяч долларов — такова сегодняшняя цена павловского серебряного рубля в стопе немецкого альбертусталера: 29,59 г серебра, двуглавый орел, а вместо портрета Павла — надпись «Не нам не нам а имени твоему». Казна выдержала немецкий «штандарт» два года, после чего вернулись к облегченному русскому варианту.



«Бог покровительствует Франции»...

Недорогая, но очень любопытная серия французских медалей 1812 года у любого ненумизмата вызовет изумление. Серия посвящена победе французов при Бородино.

Начинается серия медалью «Отступление великой армии», а затем идут сплошь победные мотивы — «На вступление французов в Москву», две медали «На бородинский бой» и заключительная — «Французский орел на берегах Волги». Каждая медаль серии ориентировочно оценена в 50-100 долларов.

Впрочем, уверенность в победе при Бородино не помешала французам помпезно отметить случай посещения Александром Первым Парижского монетного двора в 1814 году.

«Бог покровительствует Франции» — такая надпись обрамляла медалевидные два и пять франков, выпущенные в честь русского царя-победителя. В аукционном каталоге русских монет эти франки оказались в силу того, что считаются русскими оккупационными деньгами. Впрочем, эти деньги все-таки были сувенирными и в обращении не находились, а в русских коллекциях размещаются в качестве аналога александровского рубля.

Еще одна нумизматическая редкость, прямого отношения к монетам не имеющая, но сама по себе замечательная, — визитка русского посла в Вене светлейшего князя Андрея Кирилловича Разумовского, внешнеполитического советника Александра Первого и одного из руководителей русской делегации на венском конгрессе в 1814-1815 годах.

Визитка представляет собой серебряный жетон изумительно тонкой работы и оценена в 600-900 долларов только потому, что собирателей жетонов не так уж много.

Думается, что новая русская аристократия и бомонд не ввели вновь в обиход отчеканенные из металла визитки по причине слабого интереса к нумизматике. Между тем серебряная визитка, оставляемая в прихожих, внушает уважение к ее владельцу, кем бы он на самом деле ни оказался.

Подобных европейских визиток достаточно много, принадлежащих русским — считанные экземпляры. Причем сохранившиеся визитки принадлежат именно тем русским, кто долгое время жил за границей, — широкого распространения в России традиция отчеканенных визиток в это время не получила.



Платина, золото и алюминий

В начале XIX века в России попробовали чеканить платиновые деньги. Металл оказался тугоплавким, и пришлось внедрять в монетное производство новую технологию порошковой металлургии. Но, несмотря на красоту и качество, платиновые деньги популярности не получили. Золотые рубли нравились россиянам значительно больше.

А платина и по виду напоминала серебро, и надпись была соответствующая «3 рубли на серебро», и номинал необычный 3 рубля, 6 и 12.

Выпуск монет достаточно быстро прекратили, и теперь «дешевая» платина благодаря своей редкости стоит как и полагается платине: 12 рублей 1832 года весом 41,59 г. оценены в 1520 тысяч долларов.

Одна из самых дорогих монет аукциона, оцененная в 60-100 тысяч долларов, наградная монета в 25 рублей, заказанная на Петербургском монетном дворе в 1876 году великим князем Владимиром Александровичем, дядей Николая Второго.

Было отчеканено 100 монет, которые изначально ценились достаточно дорого при продаже коллекции графа Ивана Ивановича Толстого монета была продана за 750 немецких золотых марок.

Нумизматов 25-рублевик привлекает не только своей красотой, но и необычностью эмитента первый и последний раз в русской истории деньги выпустило частное лицо, и ему это сошло с рук благодаря принадлежности к царской семье.

И еще один лот уникален алюминиевый полтинник 1953 года. Просят за полтинник 35 тысяч долларов. За то, что редкий алюминиевая реформа не удалась, и полтинник стал историческим экспонатом.



Валютным биржам и не снилось...

На последних мировых аукционах русские монеты скачкообразно выросли в цене. Если полгода назад эксперты констатировали рост цен за сезон на 50%, то за следующие полгода цены выросли на 100% причем не только на русском, но и на международном нумизматических рынках.

На одном из зарубежных аукционов последних месяцев не самая редкая монета была продана за 200 тысяч долларов, что свидетельствует о дальнейшем взлете цен на русские монеты.

Этому есть две причины. Во-первых, хорошего русского коллекционного материала осталось достаточно мало вследствие исторических российских катаклизмов войн и революций. В благополучной Европе было отчеканено значительно меньше монет, чем в России, но сохранилось до наших дней больше, чем у нас.

С другой стороны, все большее число людей понимает, что нумизматика один из самых верных способов вложения денег. С годами цены на монеты неизменно растут.

Причем, для того чтобы получить ощутимый эффект, не надо обладать миллионами в цене растут все монеты. Уже давно стало понятно, что из небытия кладов, старых сундуков и чердаков монеты больше появляться не будут все, что есть, находится в руках у коллекционеров и переходит из рук в руки.

А интерес к монетам растет прямо пропорционально ценам на аукцион в «Екатерине» обычно приходят около 60 человек, в то время как на западных аукционах обычно присутствует не более 10-15 коллекционеров.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;