Свежий номер

№36 (03) 2016

Видео о монетах
Викторина от журнала «Золотой червонец» (часть 2)
Реклама

70-летие победы

Gold10.ru/Статьи/Рубль, который не получился
1 Мая 2011
Рубль, который не получился
На чеканку сестрорецкого рубля потратили восемь лет — и впустую

Императрицы на российском троне всегда оставляли по себе в нумизматике слегка нелепую память — женская логика и женская фантазия приносили удивительные нумизматические плоды, как правило, долгого обращения не имевшие, но в силу своей редкости и нестандартности коллекционерами очень ценимые. Елизавета Петровна, например, догадалась отчеканить для расчетов огромные квадратные платы, которые народ недоуменно вертел в руках и за деньги принимать отказывался, а Екатерина Вторая вошла в нумизматику как императрица, имевшая любимого резчика и предпринявшая попытку обогнать время и технологии.

Во глубине сибирских руд

Россия активно развивалась, и государству требовалось все больше и больше денег. Медь хоть и была дешевой, зато тяжелой - медные деньги доставляли возами, когда требовались крупные суммы, а серебряные рудники находились близ города Нерчинска. Потом в Нерчинские рудники сошлют декабристов, их женгу много месяцев, и металла катастрофически не хватало. И тогда Екатерина Вторая, просвещенная императрица, признанная Европой, решает вводить в дикой Росиянам для признания бумажек деньгами требуется непременное условие - обеспечение ассигнаций монетой, чтобы в любой момент пойти в банк и поменять не внушающую доверия ассигнацию на привычные медь или серебро. Серебро - в Нерчинске, а меди - в избытке, и с ней надо что-то придумать. И придумали вещь совершенно восхитительную - огромные медные рубли c килограммовым весом.



Монеты на оружейном заводе

«Оборонка» и в те времена была достаточно престижной отраслью. Поэтому было решено, что невиданную затею будут воплощать в жизнь на сестрорецком (это недалеко от Петербурга) оружейном заводе.

Самой крупной медной монетой в екатерининской России был пятак пять копеек. На рубль выходило 20 пятаков. Чем мельче монета, тем дороже ее чеканка, и себестоимость пятаков была достаточно высокой. Поэтому чиновники и предложили Екатерине «блестящий выход», вошедший в историю нумизматики под названием «сестрорецкий рубль». Он был задуман в виде большой, толстой медной четырехфунтовой монеты c гуртом, защищающим «великана» от подделки. Монета должна была содержать меди именно столько, сколько весили привычные 20 пятаков, и тем самым вызывать доверие населения.

Предполагалось, что монетой, конечно, не будут рассчитываться на рынках и ярмарках, но она займет свое место в банках и будет лежать в хранилищах, а по мере надобности выдаваться взамен ассигнаций желающим их обменять.

Чеканка «великана» началась в 1770 году. Попытки выполнить монету, утвержденную монаршей волей, продолжались целых восемь лет.

Сестрорецкий оружейный завод был выбран не случайно даже горячей голове, выдумавшей сестрорецкий рубль, было понятно, что на обычном монетном дворе с его стандартным оборудованием такую монету не сделать.

Предполагалось, что прессы военного завода можно приспособить для чеканки монеты, если подумать как следует. Но думать следовало несколько раньше ни одна из попыток разработать технологию чеканки монеты не удалась.

Первая трудность, рассказывает Дмитрий Максимов, эксперт отдела нумизматики антикварного салона «Екатерина», возникла при заготовлении кружков для чеканки монет.

Толщина кружка составляла около 4 сантиметров при диаметре около 10 сантиметров. При современном развитии науки и техники до сих пор достаточно сложно выкатать медный лист толщиной 4 см, тогда же это и вовсе не получилось. Вырезать или вырубить диск из медной заготовки тогда тоже не представлялось возможным. Попробовали заготовить круглые болванки и отпиливать от такой «колбасы» нужные кружочки, однако дело и таким образом не пошло пилы перегревались, выходило очень медленно и страшно дорого. Отказались и от литья кружков обязательно требовалась ручная доработка, и медные кружки выходили «золотыми» по стоимости.

Свои сложности возникли и при чеканке гурта, который был задуман сложным и очень красивым. Его чеканили на пробных, напиленных из болванки кружочках, разъемным кольцом из трех сегментов. Кружок зажимался в кольцо, и от удара штемпелем на монете отпечатывался гурт. Иначе гурт такой огромной монеты было не сделать. Но и этот способ не годился для чеканки больших тиражей гурты и штемпеля постоянно ломались, и все дело шло из рук вон плохо.

Попробовали даже, изменив первоначальный план, уменьшить количество меди в рубле, сделав его более тонким, но и тут ничего не вышло. От сестрорецкого рубля отказались.




Музейный раритет и новоделы

Сейчас нумизматы знают всего несколько экземпляров сестрорецкого рубля, причем все они находятся в музеях - по одному экземпляру, каждый из которых имеет отличия - свидетельства изменений и переделок штемпелей в процессе чеканки. Причем эксперты полагают, что с самого начала своего существования сестрорецкие рубли «по рукам» не ходили, а попали в музейные коллекции. Не известно ни одного аукциона, на котором продавались бы подлинные сестрорецкие рубли.

Однако, когда все убедились, что затея с массовой чеканкой сестрорецкого рубля не вышла, штемпеля не уничтожили, а сдали на монетный двор, где они и пролежали благополучно до тридцатых годов девятнадцатого столетия. К этому моменту уже стало возможным осуществить задумку Екатерины технически, и коллекционеры не преминули воспользоваться техническим прогрессом - заказали новоделы рубля. Сейчас известно 38 экземпляров новоделов, причем большая часть из них также находится в музейных собраниях.

Нумизматы до сих пор не раскрыли тайну плохой сохранности большинства новоделов - рубли не были в обращении, но имеют настолько сильные механические повреждения, что эксперты предполагают на монетах следы пуль, топора, ударов другими предметами.

Такие монеты считаются испорченными, но в случае с сестрорецким рублем и поврежденные экземпляры имеют достаточно большую ценность в силу своей редкости.

Последняя продажа новодела сестрорецкого рубля на аукционе, по словам Дмитрия Максимова, принесла его обладателю 40 тысяч долларов. Это высокая цена для новодельной монеты. Причем Мааря стали приписывать Емельяну Пугачеву, и рубль получил название пугачевского.

В середине XIX века монета стоила недорого (нумизматы не верили в легенду о чеканке денег Емельяном Пугачевым) - ее цена была всеизвестному счастливцу монета досталась за смехотворную сумму - 85 немецких марок. Советская Россия нуждалась в деньгах и распродавала ценности за копейки, не задумываясь об их действительной стоимости.



Дамский угодникъ

В истории с сестрорецким рублем не принял участия любимый резчик Екатерины Второй главный медальер Санкт-Петербургского монетного двора Тимофей Иванов. Начав работать еще при Елизавете Петровне, он стал фаворитом Екатерины, чутко улавливая сущность женской натуры.

Иванов стал медальером монетного двора в награду за одобренный портрет Елизаветы Петровны. В 1758 году он создавал новый портрет на основе четырех портретов императрицы, выполненных такими талантливыми и искусными резчиками, как Самойло Юдин, Дасье, Бенджамин Скотт и Иван Лефкин. Портреты, выполненные Юдиным и Дасье, были более высокохудожественными, однако императрица одобрила Лефкина и Скотта и приказала Тимофею Иванову ориентироваться на них. Объяснение этому могло быть только одно на выбранных императрицей портретах были отражены ее пышный бюст и пышное убранство с андреевской лентой. Иванов поступил крайне умно соединил лучшие черты всех портретов, за что и был награжден должностью.

Ко времени восшествия на престол Екатерины Второй Тимофей Иванов был уже вполне искушенным царедворцем и сумел сделать так, чтобы ему принадлежала монополия на создание портретов императрицы. Он создал 4 портрета Екатерины для чеканки монет от молодой женщины до пожилой монархини. Каждый портрет утверждался императрицей, утверждался по-женски «красиво не красиво». Известно, что, утверждая третий портрет, Екатерина велела переделать прическу. После того как был исполнен четвертый портрет, царица решила, что он будет последним и она войдет в историю такой, как изображена на портрете, 54-летней.

В свободное от работы над монаршими портретами время Иванов не сидел без дела: немка Екатерина принесла в Россию немецкую традицию выпускать на каждый случай медали. Медальеры под руководством Иванова трудились денно и нощно: в период екатерининского правления было выпущено огромное количество медалей на события, сериями (геральдической и исторической). Екатерина перечеканила все медали, выпущенные Петром Первым. Оценивая этот период, эксперты приходят к выводу, что монеты выполнялись все более и более небрежно и были значительно ниже качеством, чем медали.

Возможно, именно потому, что императорский двор был занят медалями, за фиаско с сестрорецким рублем ничьи головы с плеч не полетели Екатерина сочла восьмилетний инцидент несущественным.


© 2006-2016 «Золотой червонец». При использовании материалов данного портала обязательно наличие активной ссылки на Gold10.ru.
Информационный портал Gold10.ru зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС 77 – 56248 от 28.11.2013 г.