Свежий номер

№36 (03) 2016

Видео о монетах
Коллекционер Ю.А. Щетинский меценат
Реклама
70-летие победы

Gold10.ru/Статьи/Меньше деталей, больше портретов
1 Мая 2011
Меньше деталей, больше портретов
Иностранные нумизматы не всегда понимают дизайн российских монет

Российские памятные монеты востребованы не только в России. Однако нумизматический рынок в нашей стране отличается от рынка европейского. Сегодня на вопросы журнала «Водяной знак» отвечает господин Манфред Дункер, управляющий директор компании European Concept Creation Center, входящей в Samlerhuset Group (которая объединяет более десятка национальных нумизматических фирм).

- Чем российские памятные монеты отличаются от памятных монет, выпускаемых в других странах?

- Дизайн российских монет можно охарактеризовать как более эмоциональный и в то же время менее понятный для коллекционеров. В дизайне российских монет используется большое количество деталей.

Памятные монеты других стран отличаются традиционностью - в их дизайне используется традиционная тематика. Например, портреты.

- Интересуют ли российские памятные монеты европейских коллекционеров?

- В конце восьмидесятых - начале девяностых годов советские, а затем российские памятные монеты пользовались большим спросом во всем мире. Этому способствовал целый ряд факторов. Несмотря на долгосрочный характер, монетная программа имела ясную и понятную структуру как для дилеров, так и для коллекционеров. Монеты распродавались очень быстро.

Основным фактором, способствующим популярности монет среди коллекционеров, является понимание и узнаваемость их тематики и дизайнов. Это было характерно для советских и российских памятных монет в тот период времени. Что, наряду с хорошим знанием истории России за рубежом, сделало спрос на эти монеты стабильным и высоким.

Важно также отметить, что в то время была создана очень хорошо организованная сеть распространителей монет во всем мире. Дилеры имели высокую мотивацию, были активно вовлечены в планирование структуры программы, разработку тематики и дизайнов монет.

За последние 10 лет ситуация постепенно менялась. Можно сказать, что международный рынок российских монет, их продажи оказались в определенной степени разрушены. К этому привел, в частности, значительный рост количества выпусков монет. Это сделало коллекционирование российских монет слишком дорогим для большинства покупателей.

С другой стороны, к потере интереса коллекционеров привели слишком высокие тиражи некоторых монет, что способствовало их обесцениванию. Напротив, другие монеты были выпущены очень маленькими тиражами, и многие коллекционеры не смогли их получить и собрать полную коллекцию. В результате многие коллекционеры решили отказаться от коллекционирования российских монет.

- Сегодня немецкая нумизматическая компания MDM совместно с «Гознаком» планирует выпустить серию российских памятных медалей. Почему возник интерес к подобной продукции?

- Через эту программу MDM намерена вернуть успех советской и российской монетной программы конца 80-х - начала 90-х годов. Для этого были отобраны дизайны, являющиеся наиболее известными и понятными для коллекционера в Западной Европе. Программа представляет собой объединенный образ России для европейцев. Люди увидят на медалях российские исторические личности, памятники, здания - образы, им уже знакомые.

Кроме того, эта программа является эксклюзивной для компании MDM. Это означает, что затраты компании по рекламе, маркетингу и поддержанию вторичного рынка не будут использованы для получения прибыли какими-либо другими компаниями, не сделавшими инвестиций. То есть никто не сможет подорвать рынок за счет использования демпинговых цен.

- На чем основана уверенность в том, что такие медали будут востребованы?

- Россия и российская история становятся все более популярными в европейских странах. В средствах массовой информации им уделяется все больше внимания, особенно в год празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Этот интерес будет способствовать росту продаж медалей с российской тематикой.

Вообще, сейчас многие европейцы, в частности немцы, осознают, что их ментальность намного ближе к русской, чем к американской или британской.

- В целом западные коллекционеры предпочитают монеты своих стран?

- В общем, предпочтение отдается местным монетам. Особенно это характерно для Великобритании и США. Однако в Германии, Швейцарии, Австрии, скандинавских государствах коллекционерам нравится собирать также и иностранные монеты. Они покупают понравившиеся монеты - если, конечно, они понимают их дизайн, тематику, концепцию.

- Есть ли у коллекционеров какие-то предпочтения по металлу, из которого чеканятся памятные монеты - золото, серебро, платина, цветные металлы?

- Это зависит от региона. Например, в Азии предпочтение отдается золотым монетам, в Европе наибольшей популярностью пользуются серебряные монеты. Но в любом случае более популярными являются монеты из драгоценных металлов.

Спрос на золотые монеты в значительной степени зависит от колебаний мировых цен на золото. В отношении серебряных монет подобный фактор оказывает незначительное влияние.

Монеты из платины и палладия имеют достаточно ограниченный спрос в Европе и Азии. Он несколько выше в США, хотя также ограничен. С другой стороны, если правильно выбраны дизайн и концепция, как это было сделано с монетами «Русский балет» первых выпусков в начале 90-х годов, платиновые и палладиевые монеты могут иметь большой успех во всем мире.

- Монеты с какими изображениями вызывают наибольший интерес западных коллекционеров: памятники архитектуры, выдающиеся личности, исторические события, географическая тематика, животные, спортивные события?

- Самое важное, чтобы дизайн был понятным коллекционерам.

Популярны дизайны нескольких монет, составляющих комбинацию из изображений знаменитой личности и исторического памятника или события. Большим спросом пользуются монеты, посвященные значимым спортивным мероприятиям - Олимпийским играм, чемпионатам мира по футболу. Хороший спрос на монеты с изображением диких животных.

Нельзя забывать и о степени значимости сегодняшних или исторических событий и персоналий. Например, монета с изображением Екатерины Великой будет пользоваться значительно большим спросом на международном рынке, чем монета с изображением какого-либо малоизвестного в мире лица, даже если его хорошо знают в стране-эмитенте.

Уже полтора года наибольшим спросом в Европе пользуются монеты евро. Благодаря им коллекционированием монет стали заниматься миллионы людей. Оборотная сторона этих монет одинакова, независимо от страны-эмитента, а лицевые стороны всех монет различаются. Люди стремятся собрать полные коллекции из всех монет всех стран, осуществляющих чеканку евро.

- Страны, входящие в Евросоюз, как-то координируют свои программы по выпуску памятных монет?

- Раньше подобная координация отсутствовала. Она касалась лишь монет для обращения. Но в 2004 году впервые 12 европейских государств осуществят совместную программу - по одной серебряной монете от каждой страны-участницы - в ознаменование присоединения к Европейскому союзу 10 новых стран.

В 2006 году будет осуществлена совместная монетная программа, посвященная 50-летию Римского договора об образовании Европейского экономического сообщества. В 2007 году аналогичная совместная программа будет посвящена 5-летию введения в обращение евро.

Другим совместным проектом будет осуществление монетной программы, посвященной мировому наследию ЮНЕСКО, которая будет организована компанией MDM и другими фирмами, входящими в состав Samlerhuset Group.

- Какие из стран мира наиболее активны в смысле выпуска памятных монет?

- Этот показатель существенно разнится. Так, Норвегия осуществляет выпуск одной серебряной монеты раз в два года. А вот Франция чеканит 10-20 типов монет в год. Все зависит от спроса и тех задач, которые ставят перед собой страны-эмитенты.

- Каковы средние тиражи выпуска памятных монет?

- Германия в течение следующих 5 лет ежегодно планирует выпуск золотой монеты тиражом 500 тысяч экземпляров. При этом все эти монеты будут раскуплены благодаря пиар- и рекламной поддержке и активности дилеров.

В то же время другие европейские страны осуществляют чеканку золотых монет тиражами от 5 до 10 тысяч, которые могут остаться нераспроданными.

- Проявляют ли российские коллекционеры интерес к иностранным памятным монетам? Есть ли возможность реализовывать в России эти монеты?

- Благодаря небольшим тестам мы знаем, что российские коллекционеры проявляют значительный интерес к иностранным монетам. Наиболее успешным направлением развития этого бизнеса могло бы стать создание совместного предприятия между российской фирмой и сильной иностранной компанией, работающей в этой области.

Необходимо выяснить, какие монеты из каких стран будут пользоваться наибольшим спросом в России. Наиболее важным шагом стало бы проведение в Москве при участии российских организаций, принимающих участие в выпуске монет, нумизматической конференции, в ходе которой российские граждане могли бы увидеть иностранные монеты. Такая конференция могла бы быть использована для информирования коллекционеров об иностранных монетах и монетных дворах. Подобное мероприятие, проведенное в Китае, послужило толчком к началу коллекционирования иностранных монет в этой стране.


© 2006-2016 «Золотой червонец». При использовании материалов данного портала обязательно наличие активной ссылки на Gold10.ru.
Информационный портал Gold10.ru зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС 77 – 56248 от 28.11.2013 г.