Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Медальон Петра Великого
Медальон Петра Великого
Медальон Петра Великого
Как известно, государь Петр Алексеевич очень интересовался техническими новшествами. Но токарное дело было для него не только, выражаясь современным языком, хобби, но и занятием дипломатически важным. В конце XVII начале XVIII века всю Европу охватило страстное увлечение «токарным художеством». Знание токарного искусства в высшем обществе считалось обязательным. И прусский король Фридрих-Вильгельм, и король Франции Людовик XV, и герцог Козимо III Медичи имели свои «лаборатории» и «механические кабинеты». Престижно было не только коллекционировать изделия из слоновой кости, вышедшие из-под токарного резца, но и преподносить их в качестве дипломатических даров.

В 1705 году указом Петра была создана российская «лаборатория» при Зимнем и Летних дворцах Петербурга. Российский самодержец сам вытачивал в токарне медальоны, шкатулки и даже компасы из слоновой кости. Один из медальонов петровской токарни был выполнен с рельефа Растрелли «Основание Петербурга». Отличительной особенностью токарно-копировального станка того времени было то, что изделие, изготовленное с оригинальной формы, уменьшалось в размере, а высота рельефа оставалась неизменной.

Именно с этим были связаны сложности в изготовлении современных медальонов. Обычные токарно-копировальные станки пропорционально уменьшают не только размер изделия, но и глубину рельефа. Техника, которая смогла бы обеспечить необходимый результат, существует в Петербурге только на Монетном дворе. Именно туда обратились сотрудники Эрмитажа с просьбой сделать с копира рельефа Растрелли бронзовые медальоны, которые стали бы копиями петровского медальона из слоновой кости.

Кроме того, необычность заказа заключалась в том, что с представленного копира нельзя было делать слепок. В обычной ситуации с оригинала делают пластилиновую лепку, затем создается пластиковая форма и лишь потом переводится в так называемый рабочий инструмент, с которого можно чеканить любые копии, будь то медали, медальоны или монеты.

Однако случай с экспонатом из Эрмитажа был неординарным. За сохранностью барельефа строго следили представители милиции и музея. В течение суток, днем и ночью, они находились рядом с экспонатом, пока с него не сняли копию.

Для выполнения столь необычной задачи был использован станок с лазерным сканированием. Он позволяет не только считывать рисунок без соприкосновения с оригиналом, но и корректировать высоту рельефа. Благодаря этой технологии специалистам удалось скопировать мельчайшие детали барельефа и изготовить медальон, непропорционально уменьшив его в размере.

Медальоны Петра имели 12 см в диаметре, нынешние всего 7 см, и выполнены они из бронзы. Всего изготовили 300 штук. Вся партия сразу же была отправлена в Эрмитаж.

На выставке «Основателю Петербурга», которая 2 июня открылась в Эрмитаже, выставлена модель, с которой в петровское время вытачивали медальон. Современные копии в качестве уникальных подарков будут вручаться гостям музея.

На обратной стороне современного медальона изображен логотип Эрмитажа. К каждому из медальонов прилагается памятка: «Планкетка воспроизводит уникальный медальон из хранящегося в Государственном Эрмитаже собрания Токарни Петра Великого с рельефным изображением в память основания Санкт-Петербурга. С.-Петербург, 1720-е гг.». Один из бронзовых медальонов решено передать в отдел нумизматики Государственного Эрмитажа. Этот уникальный экспонат можно увидеть также в Музее денег, который в конце мая объединение «Гознак» открыло в Петропавловской крепости (Санкт-Петербург).
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;