Медальон Петра Великого
Как известно, государь Петр Алексеевич очень интересовался техническими новшествами. Но токарное дело было для него не только, выражаясь современным языком, хобби, но и занятием дипломатически важным. В конце XVII начале XVIII века всю Европу охватило страстное увлечение «токарным художеством». Знание токарного искусства в высшем обществе считалось обязательным. И прусский король Фридрих-Вильгельм, и король Франции Людовик XV, и герцог Козимо III Медичи имели свои «лаборатории» и «механические кабинеты». Престижно было не только коллекционировать изделия из слоновой кости, вышедшие из-под токарного резца, но и преподносить их в качестве дипломатических даров.
В 1705 году указом Петра была создана российская «лаборатория» при Зимнем и Летних дворцах Петербурга. Российский самодержец сам вытачивал в токарне медальоны, шкатулки и даже компасы из слоновой кости. Один из медальонов петровской токарни был выполнен с рельефа Растрелли «Основание Петербурга». Отличительной особенностью токарно-копировального станка того времени было то, что изделие, изготовленное с оригинальной формы, уменьшалось в размере, а высота рельефа оставалась неизменной.
Именно с этим были связаны сложности в изготовлении современных медальонов. Обычные токарно-копировальные станки пропорционально уменьшают не только размер изделия, но и глубину рельефа. Техника, которая смогла бы обеспечить необходимый результат, существует в Петербурге только на Монетном дворе. Именно туда обратились сотрудники Эрмитажа с просьбой сделать с копира рельефа Растрелли бронзовые медальоны, которые стали бы копиями петровского медальона из слоновой кости.
Кроме того, необычность заказа заключалась в том, что с представленного копира нельзя было делать слепок. В обычной ситуации с оригинала делают пластилиновую лепку, затем создается пластиковая форма и лишь потом переводится в так называемый рабочий инструмент, с которого можно чеканить любые копии, будь то медали, медальоны или монеты.
Однако случай с экспонатом из Эрмитажа был неординарным. За сохранностью барельефа строго следили представители милиции и музея. В течение суток, днем и ночью, они находились рядом с экспонатом, пока с него не сняли копию.
Для выполнения столь необычной задачи был использован станок с лазерным сканированием. Он позволяет не только считывать рисунок без соприкосновения с оригиналом, но и корректировать высоту рельефа. Благодаря этой технологии специалистам удалось скопировать мельчайшие детали барельефа и изготовить медальон, непропорционально уменьшив его в размере.
Медальоны Петра имели 12 см в диаметре, нынешние всего 7 см, и выполнены они из бронзы. Всего изготовили 300 штук. Вся партия сразу же была отправлена в Эрмитаж.
На выставке «Основателю Петербурга», которая 2 июня открылась в Эрмитаже, выставлена модель, с которой в петровское время вытачивали медальон. Современные копии в качестве уникальных подарков будут вручаться гостям музея.
На обратной стороне современного медальона изображен логотип Эрмитажа. К каждому из медальонов прилагается памятка: «Планкетка воспроизводит уникальный медальон из хранящегося в Государственном Эрмитаже собрания Токарни Петра Великого с рельефным изображением в память основания Санкт-Петербурга. С.-Петербург, 1720-е гг.». Один из бронзовых медальонов решено передать в отдел нумизматики Государственного Эрмитажа. Этот уникальный экспонат можно увидеть также в Музее денег, который в конце мая объединение «Гознак» открыло в Петропавловской крепости (Санкт-Петербург).