Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Работа, которой гордятся
Работа, которой гордятся
Работа, которой гордятся
«Мы делаем не только монеты»

Александр Мазур, директор Санкт-Петербургского монетного двора:

— Перед Монетным двором всегда стояла и стоит задача по выпуску продукции для Центрального банка и государственных наград. В этом году по заказу Центрального банка были изготовлены технологически новые монеты — серии «300 лет денежной реформы Петра I» и «Золотое кольцо России». Раньше Банк России никогда не заказывал монеты, состоящие из двух драгоценных металлов. Конечно, были определенные технологические трудности, но они неизбежны при освоении любой сложной продукции. Монетный двор с поставленной задачей справился: монеты получились не только необычными, но и красивыми.

В последние годы мы также активно развиваем выпуск коммерческой продукции. Раньше ее доля в общем объеме заказов составляла 8–10 процентов. Объединение «Гознак» поставило задачу довести этот показатель до 25 процентов. Были созданы отдел маркетинга, коммерческий отдел, отдел продаж. И в результате выпуск коммерческой продукции возрос более чем в три раза.

Кроме того, мы возрождаем ювелирное производство. В декабре этого года будет выпущена первая ювелирная продукция. А уже в феврале 2005 года мы планируем представлять наши ювелирные изделия на выставке.

Мы пытаемся доносить до людей полезную информацию о Монетном дворе. Некоторые считают, что Монетный двор занимается только выпуском денег — и ничем иным.

Между тем у нас можно заказать разнообразную продукцию — памятные медали, жетоны, знаки и так далее.

— Какой смысл вы вкладываете в понятие «традиции Санкт-Петербургского монетного двора»?

— Когда мы планировали организовать ювелирное производство, то понимали, что рынок насыщен: ювелирную продукцию делают множество фирм, все прилавки завалены.

Но у Монетного двора, в отличие от любой другой компании, которой необходимо потратить массу времени и денег на продвижение своей марки, есть свой бренд, свои исторические корни и свой знак — «Сделано на СПМД». Предприятие с такой историей, как у Монетного двора, вызывает уважение клиентов.

Кроме того, на заводе существуют уникальные профессии — граверы, художники-медальеры и многие другие. Таких специалистов нигде не готовят, их выращивают прямо на предприятии. Старшее поколение передает молодежи все тонкости и секреты своего дела. Таким образом, традиции передаются из поколения в поколение.

Любой, кто приходит к нам на работу, проникается ответственностью к своей работе, уважением к коллективу, к истории предприятия.

— Вы коллекционируете изделия Монетного двора?

— В детстве я собирал марки. После института немного занимался коллекционированием монет — собирал медно-никелевые рубли различной тематики. Придя работать на Монетный двор, я увидел, какие красивые изделия здесь выпускаются. Особенно мне нравятся монеты из серебра. Некоторые из них я приобретаю для своей небольшой коллекции.

— Какое из изделий Монетного двора вам больше всего нравится?

— Любое изделие — своеобразно. Даже если на Монетном дворе выпускают похожую продукцию, каждый раз приходится заново приноравливаться, настраивать оборудование для его производства. Поэтому можно сказать, что любое изделие требует особого подхода.

Из последних изделий больше всего, пожалуй, запомнился набор медалей, который мы изготовили к 300-летию Адмиралтейских верфей.



«Мы все время учимся»

Сергей Корнилов, художник:

— Я пришел на завод в сентябре 1973 года. Меня позвал дядя, который работал здесь гравером, — Потапов Павел Константинович. На Монетный двор набирали молодые кадры, чтобы передать опыт старших мастеров Я заинтересовался тем, что делают на заводе, и стал работать учеником гравера. До поступления на Монетный двор я занимался в художественной студии Василия Суворова — рисовал, лепил, Но никогда не сталкивался с изготовлением рельефов, знаков.

На Монетном дворе я прошел очень хорошую школу мастерства. Здесь работали прекрасные мастера, которые очень требовательно относились к молодым ученикам.

Например, наш бригадир — гравер Николай Николаевич Филиппов.

Через полгода я уже получил третий разряд и право резать вручную значки. Теперь для этого используют машины, а раньше гравер должен был сам разметить изделие и вырезать его в металле. Еще через семь месяцев я стал гравером четвертого разряда. Ушел служить на Cеверный флот. И через три года вернулся на завод.

— Как же из гравера вы стали художником?

— У меня был интерес к этой профессии, а также художественная подготовка. Я рисовал, писал красками. Поскольку работа художника и гравера на Монетном дворе тесно связана, общался с известными скульпторами. Обращал внимание на сильные и слабые стороны их работ. Затем, работая гравером, поступил на вечернее отделение Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной, на факультет «Промышленное искусство». После его окончания меня перевели на должность художника Монетного двора.

— Какой была ваша первая работа?

— Моя первая медаль была посвящена Московской олимпиаде. Она была принята художественно-экспертным советом. В те же годы на Монетном дворе стали активно выпускать значки и другую сувенирную продукцию. Эскизы разрабатывали мы с Александром Баклановым. Кстати, эскизы должны были получить добро на нескольких уровнях, в том числе в Смольном. Лишь после того, как рисунок получал полное одобрение, его запускали в производство.

— Вы создали огромное количество эскизов для различных изделий. Какие из них вам больше всего запомнились?

— Первая серия медалей, над которыми я работал, была посвящена памятникам Ленинграда. Более 20 памятников я изобразил в миниатюре. Этапными для меня стали медаль к 40-летию Победы, а также знак «Жителю блокадного Ленинграда». Они отличаются неожиданным пластическим решением. Но, пожалуй, одно из самых памятных изделий — медаль «Ветеран Петропавловской крепости». Ею награждались старейшие сотрудники Музея истории города. На одной стороне изображен рельефный портрет Петра I, а также контуры Петропавловской крепости. Это изображение впоследствии повторялось и на жетонах Монетного двора, и на других медалях. Можно сказать, что оно стало моей визитной карточкой.

— Вы никогда не жалели, что столько лет проработали на Монетном дворе?

— Нет. Эта работа очень привязывает. Когда художник видит воплощение своей работы в блестящем металле, то ощущает гордость. Понимаешь, что твое изделие реально существует и, возможно, переживет нас.

— В чем, на ваш взгляд, заключаются традиции Санкт-Петербургского монетного двора?

— Мне кажется, в том, как люди подходят к своей работе — с повышенной ответственностью. Кроме того, здесь мы все время учимся, к каждому изделию стараемся найти новый подход. Это тоже в традициях, Санкт-Петербургского монетного двора — не повторяться. Чистота, ясность решения в сочетании с классическими композиционными приемами — это также отличает петербургский стиль.



«Главное — это работа с людьми»

Валентина Лебедева, старший мастер медально-орденского производства:

— Мои родители жили в Петропавловской крепости (отец был военным, а раньше на территории крепости стояли дома, в которых жили военные), и после школы я пошла работать на Монетный двор. Сначала работала штамповщицей. Постепенно овладела всеми профессиями, которые были нужны на производстве: лакировщица, эмальер и другие, вплоть до токаря. Учились прямо на заводе, здесь было очень хорошо организовано обучение.

Затем, не оставляя работы, пошла учиться в Технологический институт и получила специальность инженера-технолога.

— Что самое сложное в вашей работе?

— Самое сложное в работе начальника, мастера цеха — это не технологии, а работа с людьми. Я люблю людей и всегда нахожу с ними контакт. Все работники завода понимают, что, если есть работа, которую нужно сделать, никто не уходит домой, все остаются работать. Так было после войны, когда завод выполнял колоссальные заказы. Были моменты, когда рабочие сутками не выходили с завода. Сейчас многое изменилось, но люди понимают: надо — значит надо. У нас очень хороший коллектив.

— Что такое традиции Монетного двора?

— Мне кажется, в первую очередь это ответственное отношение к работе. Мы понимаем задачи, поставленные перед нами, и не можем отказаться, если что-то необходимо сделать. Так было принято на заводе раньше, и молодежь переняла эти традиции.

— Вы работаете с медалями и наградами. Как вы относитесь к ним? Как к изделиям из драгоценных металлов?

— Не просто как к дорогим вещам. Например, мы изготавливаем орден. Эту награду вручат человеку, который будет ей радоваться, будет ею гордиться. Поэтому мы относимся к ее изготовлению не только ответственно, но и творчески.

— Какое из тех изделий, которые прошли через ваши руки, вам больше всего запомнилось?

— Было много заказов. И орден Ленина делали, и орден Дружбы народов, было много памятных медалей, посвященных писателям, поэтам, ученым и другим известным людям. Это очень красивые изделия, над ними было интересно работать. Мы выпускали сложные изделия для космоса, на завод приезжали космонавты: Терешкова, Леонов и другие. И сейчас мы выпускаем серию памятных медалей с конструкторами космических аппаратов… Я помню каждый заказ. Каждое изделие интересно и неповторимо. Мы стараемся все сделать с душой.



«Нет однообразия в работе»

Вячеслав Коржановский, наладчик холодного штамповочного оборудования:

— Я работаю на Монетном дворе уже пятнадцать лет. Пришел сюда по объявлению. Раньше жил в Белоруссии и работал на заводе «Кристалл», который выпускает бриллианты. Занимался огранкой алмазов. На Монетном дворе мне предложили работу на плавильно-прокатном участке. Три года работал плавильщиком цветных и драгоценных металлов. Затем перешел на штамповку монет. Это основная рабочая специальность на заводе.

— Какая работа интереснее — огранка алмазов или штамповка монет?

— На Монетном дворе более интересная работа. Здесь все изделия разные, кроме того, мы работаем с драгоценными металлами — золотом, серебром. Постоянно меняется рисунок изделия, нет однообразия в работе.

— Каждый день вы имеете дело с разменной монетой. Изменилось ли ваше отношение к деньгам после работы на Монетном дворе?

— Нет. Мы привыкаем к изделиям и не замечаем, что это деньги.

— Интересно работать с драгоценными металлами?

— Да. Когда мы изготавливаем монету качества «пруф», приходится работать пинцетом. Чистота монеты должна быть очень высокой.

— На режимном предприятии работать сложно?

— К режиму привыкаешь. У меня никогда не было желания бросить работу, поменять специальность. Мне нравится моя работа.

— В чем состоят традиции Санкт-Петербургского монетного двора?

— Я считаю, что традиция — делать качественные монеты. Мы используем сложный рельеф. Часто появляются технологические новинки.

— Вы изготовили множество монет. Какая из них вам больше всего запомнилась?

— Все изделия по-своему интересны, но больше всего мне, пожалуй, запомнилась килограммовая серебряная монета из серии «Русский балет». Она заняла призовое место на международной выставке. Ее было достаточно сложно изготовить, добиться такого высокого качества. Наверное, поэтому она мне запомнилась на долгие годы.



«Мы причастны к истории страны»

Владимир Хенкин, начальник бюро САПР (система автоматизированного проектирования) инструментального цеха:

— До работы на Монетном дворе я был инженером-программистом на ЛОМО. После того как ушел с этого предприятия, искал работу. На Монетном дворе мне вначале предложили должность инженера-программиста в инструментальном цехе. Инструментальный цех занимается изготовлением инструмента для чеканки монет, медалей, орденов, плакеток, то есть практически всех изделий, которые выпускает наш завод.

— Когда вы изготавливаете инструмент для монет, которые потом разлетятся по всей стране, что вы ощущаете?

— Это очень сильное чувство. Ощущение того, что я причастен в некотором роде к истории страны.

— Сколько ошибок может допустить работник инструментального цеха?

— Ошибок допускать нельзя. К сожалению, все мы люди, и ошибки иногда случаются. Тогда их надо быстро исправлять — ценой собственных нервов и времени. Но мы стараемся работать без ошибок.

— Что означает словосочетание «традиции Монетного двора»?

— Каждый, работающий на заводе, понимает под этим что-то свое. Одним словом и не скажешь. Для меня это коллективные мероприятия, которые мы проводим каждый год, внутренняя атмосфера, царящая на заводе, отношения между людьми. И, наверное, самое главное — отношение к людям руководства завода, социальная защищенность работников.

— Какая продукция, изготовленная вами, запомнилась больше других?

— Я принимал участие в изготовлении многих изделий. Помню практически все. Из наиболее известных — орден Андрея Первозванного.

— Есть ли у вас коллекция изделий Монетного двора?

— Многие из сотрудников завода коллекционируют монеты или другие изделия. Я не занимаюсь этим специально. Но у меня есть жетоны, которые дарят сотрудникам на каждый юбилей, иногда я покупаю наборы, которые продаются на Монетном дворе. Так что небольшая коллекция у меня имеется.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;