Свежий номер

№36 (03) 2016

Видео о монетах
«На выставке COINS-2013 монеты, отчеканенные небольшими тиражами, были раскуплены в течение двух часов»
Реклама


70-летие победы

Gold10.ru/Статьи/Таких жетонов полвека ждут
28 Ноября 2010
Таких жетонов полвека ждут
Санкт-Петербургский монетный двор помог Петербургскому метрополитену красиво отпраздновать 50-летие

15 ноября 2005 года на нескольких петербургских станциях метро наблюдался необычный ажиотаж. Люди стояли в огромных очередях, мечтая купить жетон. Впрочем, все это продолжалось не более часа, после чего жетоны продавались по-прежнему, уже без очередей. Все дело в том, что в то утро на восьми станциях метро продавались не обычные, а памятные, юбилейные жетоны, отчеканенные на Санкт-Петербургском монетном дворе в честь 50-летия Петербургского метрополитена.

К юбилею петербургского метро на Монетном дворе отчеканен большой тираж памятных жетонов, а также несколько видов почетных знаков, памятные медали и лацканные значки. Работа над этим заказом на Монетном дворе началась почти за год до торжественной даты.

Идея создания памятных знаков и жетонов родилась в совместных обсуждениях специалистов отдела маркетинга Монетного двора и руководства Петербургского метрополитена.

Кстати, жетоны метро, которыми петербуржцы ежедневно пользуются, тоже создавались на Монетном дворе Петербурга. В 90-х годах художник Монетного двора Сергей Корнилов разработал эскиз, по которому с тех пор чеканятся жетоны метрополитена.

Он же стал автором эскизов к юбилейным жетонам и знакам. По словам художника, над эскизами пришлось немало поработать. Во-первых, стояла задача художественно и композиционно связать тему метро, юбилейную дату и Санкт-Петербург. Известному художнику это удалось. Во-вторых, за прошедшие годы изменился фирменный знак метрополитена — буква «М». Теперь она приобрела округлые формы.

На жетонах Сергей Корнилов изобразил здания станций самой первой в городе ветки метро: Автово, Кировский завод, Нарвская, Балтийская, Технологический институт, Пушкинская, Владимирская, Площадь Восстания (на каждом жетоне — своя станция). Эти станции признаны объектами, представляющими культурную и архитектурную ценность. Чтобы точно их воспроизвести, художник использовал иллюстративный и исторический материал. Жетоны имеют стандартный размер, поэтому мельчайшие детали всех наземных зданий метро, изображенных на них, требовалось прорисовать очень тщательно. На всех восьми жетонах рисунки станций выполнены в едином стиле, но в то же время для каждой из них выбран свой ракурс. Эскизы весьма лаконичны, их общая идея — минимизация деталей и четкость изображения.

В работе по созданию жетонов, почетных знаков и юбилейной медали участвовали не только художники. Сотрудники отдела маркетинга провели фотосессию для зданий 8 станций метро, они же работали над внешним видом изделий: футляров для медалей и знаков и упаковок для жетонов. После утверждения эскизов и лепки к работе приступили технологи, рабочие-медальеры и другие специалисты.

Всего отчеканено по 10 тысяч памятных жетонов каждого вида. Основная часть тиража — по 9 тысяч жетонов — помещена в наборы. Оставшаяся тысяча комплектов была предназначена для свободной продажи на «юбилейных» станциях. Причем на станции «Пушкинская» продавались жетоны с изображением этой станции, а на «Площади Восстания», соответственно, — с изображением станции «Площадь Восстания». Тысячи жетонов, конечно, на всех не хватило. Впрочем, теперь жетоны можно приобрести в наборах, в элегантной упаковке. Стоимость набора, который продается в метро, — 1000 рублей. Как утверждают специалисты, их цена у коллекционеров постепенно будет расти, несмотря на то что изготовлены памятные жетоны не из драгоценных металлов, а из томпака.

А вот памятные знаки, изготовленные к юбилею метрополитена, в продаже не появятся. Их вручили во время праздничных торжеств ветеранам и нынешним работникам метрополитена, а также почетным гостям. Было выпущено несколько видов знаков.

Один из них — знак отличия Петербургского метрополитена «Ветеран». Он выполнен из томпака, расположен на колодке и отчеканен тиражом 2150 штук. На нем изображен состав электропоезда, выходящий из тоннеля.

Знак отличия Петербургского метрополитена «За заслуги» отчеканен в количестве 500 штук. Этот знак также крепится на колодке, на его оборотной стороне изображено здании станции «Площадь Восстания».

Юбилейный знак «50 лет Петербургскому метрополитену» из томпака был выпущен тиражом 2500 штук. У него на одной стороне изображена подземная станция метро и подходящий к перрону поезд, на другой — надпись «Ленинградский Петербургский метрополитен» с цифрой 50 в центре и вензелем. Юбилейный знак также крепится на колодке.

Кроме того, к юбилею изготовлено 200 медалей «50 лет Петербургскому метрополитену». Памятная медаль также сделана из томпака, ее диаметр 50 мм, она располагается в футляре. На оборотной стороне медали, кроме надписи и цифры 50, изображены символы Петербурга — Медный всадник, Петропавловская крепость и площадь Восстания.

И, наконец, самым большим тиражом отчеканен лацканный знак из томпака. Было заказано 5 тысяч таких знаков, покрытых синей эмалью с эмблемой метрополитена.

15 ноября 1955 года был дан сигнал к отправлению первого поезда Ленинградского метрополитена. За первый год эксплуатации услугами подземной железной дороги воспользовались 66 миллионов пассажиров, а только за январь 2005 года Петербургский метрополитен перевез 74 миллиона пассажиров. Сегодня в составе петербургского метро — четыре подземные трассы общей протяженностью более сотни километров, 59 метровокзалов и 65 вестибюлей, 5 эксплутационных депо и мощная ремонтная база.
Автор:  Татьяна БАЛУЕВА

© 2006-2016 «Золотой червонец». При использовании материалов данного портала обязательно наличие активной ссылки на Gold10.ru.
Информационный портал Gold10.ru зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС 77 – 56248 от 28.11.2013 г.