Свежий номер

№36 (03) 2016

Видео о монетах
В Бресте во время реконструкции Театра кукол найден клад
Реклама
70-летие победы

Gold10.ru/Статьи/Ликбез по монетному делу
18 Ноября 2010
Ликбез по монетному делу
Санкт-Петербургский монетный двор показал весь путь рождения монеты — от эскиза до чеканки

Выставка «Монетное дело. Прошлое и современность» открыта в выставочном зале Санкт-Петербургского монетного двора. На ней впервые в России представлен весь процесс изготовления монет и медалей — от работы над эскизом до готового изделия.

По мнению специалистов, аналогов подобной выставки до сих пор не было. Здесь можно увидеть ранее не выставлявшиеся образцы монетного инструмента, иллюстрации и фотографии, отражающие все стадии монетного производства, все виды изготовления изделий — от ручной чеканки до современных монет качества «пруф».

Сотрудники выставочного зала подготовили подробную экскурсию, в которой рассказывают посетителям о процессе создания монеты и обо всех технологических тонкостях работы над монетой или медалью.



Работа над аверсом и реверсом

Изготовление рабочего инструмента для чеканки начинается с того, что художник-модельер выполняет эскиз будущего изделия. Посетители выставки могут увидеть эскиз медали «Императорское Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей» художника П. Г. Стадницкого, выполненный в 1901 году; эскиз монеты в 50 копеек художника Е. Лансере — 1920-е годы; эскиз 5-копеечной монеты 1947 года, выполненный неизвестным художником, и эскиз 3-рублевой монеты «150 лет основания Государственной Третьяковской галереи» работы главного художника Санкт-Петербургского монетного двора Александра Бакланова (2006 год).

После того как эскиз создан и согласован, художники лепят модель из пластилина с воском. Такая модель в несколько раз больше будущей монеты или медали.

В витрине, посвященной этому этапу работы, выставлены пластилин и воск на подложке из оргстекла, а также стек — инструмент скульптора.

Также на выставке представлены готовые лепки. Это монета «Кижи» номиналом 3 рубля, выпущенная в 1995 году (над ней работали художник Бакланов и скульптор Иванов); монета «Московский Кремль» номиналом 3 рубля, выпущенная в 1997 году (авторы — художник Бакланов, скульптор Долгополова); а также рублевая монета «Даурский еж» (художники Бакланов и Кунац, скульптор Кунац).

Следующий этап работы над монетой или медалью — перенесение изображения на рабочий инструмент. До появления штемпелерезных машин, в середине XIX века изображение с лепки вручную переносилось на сталь.

Медальер вырезал либо маточник (выпуклое изображение) — инструмент для изготовления штемпеля, либо сам штемпель. Штемпель вырезали в тех случаях, когда тираж будущего изделия был ограничен — изготовление маточника являлось нецелесообразным.

Дело в том, что штемпель — наиболее быстро изнашивающаяся часть монетного оборудования, и при изготовлении больших тиражей монет и медалей сначала делается маточник, а затем при помощи маточника прессованием — необходимое количество штемпелей.

Первая штемпелерезная (копировальная) машина была закуплена в Берлине у Кульриха, доставлена на Санкт-Петербургский монетный двор и опробована в 1865 году. Кстати, стоимость машины с перевозкой из Берлина составила 1264 рубля. Спустя 6 лет, в 1871 году в Берлине у Вагнера была приобретена новая машина. Она переводила изображение с большой модели на стальную болванку в размер будущего изделия.

С применением штемпелерезных машин пропала необходимость вырезать инструмент вручную. С лепки делалась гипсовая форма, а с нее — гипсовая модель. На выставке представлены гипсовые модели: оборотная сторона медали «В память сооружения храма-памятника русским воинам на Шипке» (М. А. Скуднов, 1902 год) и оборотная сторона медали «В память освящения соборного храма в городе Варшаве» (А. А. Грилихес, 1911 год), а также гипсовая форма и гипсовая модель медали «Соловецкий монастырь» (Ю. Гоголь, 2006 год).

С гипсовой модели изготавливалась чугунная модель или гальваномодель. Образцы таких моделей также представлены на выставке. При помощи штемпелерезной машины изображение с металлической модели переносилось на стальную болванку — маточник. При помощи маточника выдавливался штемпель. В выставочном зале можно увидеть маточник лицевой стороны медалей «В память 200-летия основания Санкт-Петербурга». (А. Ф. Васютинский, 1903 год). Медаль с изображением Петра была предназначена для возложения на его гробницу.

В настоящее время вместо металлической модели при помощи гипсовой формы изготавливается протокриловая (пластиковая) модель. С протокриловой модели при помощи копировально-гравировального станка происходит копирование изображения на маточник. После окончания механического копирования изготовленный инструмент доводится вручную граверами. В одной из витрин выставки можно увидеть работу копировально-гравировального станка Mintmaster (гравер Д. Ю. Перепелкин). Здесь же представлены маточники, не прошедшие окончательную обработку гравером, штихели — рабочий инструмент гравера, фотография с изображением рабочего места гравера (гравер М. А. Сыса).



Как оформляют гурт

Для оформления боковой поверхности монеты — гурта используется специальный гуртильный инструмент. До XVII века гурт, за редким исключением, оставался гладким, то есть не обрабатывался. Это приводило к опиливанию или обрезыванию, то есть уменьшению веса монеты. Для предотвращения этого на гурт стали наносить надписи, декоративный орнамент или насечку. Гурчение монетного кружка производилось до чеканки монеты.

Первые монеты с надписью по гурту появились во Франции около 1577 года. В конце XVII века появился гуртильный станок, при помощи которого на гурт монеты можно было наносить изображение, надписи, рифление и т. д.

Основным элементом гуртильного станка является гуртильная плашка. Это стальной инструмент с нанесенной на него надписью или изображением. Монетный кружок под давлением прокатывается ребром по плашке, и нанесенное на плашку изображение выдавливается на гурте монеты.

Для изготовления гуртильной плашки в XVIII – XIX веках использовалась гуртильная верейка — круглая стальная пластина с углубленной надписью или изображением. Диаметр гуртильной верейки соответствует диаметру монеты, на которую должны быть нанесены надпись или изображение. Гуртильная верейка под давлением прокатывается по незакаленной гуртильной плашке, на которой выдавливается выпуклое изображение. Таким образом, длина надписи на гуртильной плашке точно соответствует длине окружности монеты.

В конце XVIII века стали использовать чеканочный пресс с кольцом — приспособление, позволяющее чеканить одновременно и гурт, и две стороны монеты, медали. При чеканке в кольце (в замкнутом объеме) монетная заготовка размещается между штемпелями в кольце, диаметр которого немного больше диаметра монетной заготовки. Печатное кольцо имеет либо гладкую, либо рифленую поверхность. При сдавливании заготовки штемпелями металл перетекает к краям заготовки и заполняет все кольцо. Таким образом, формируется либо гладкий, либо рифленый гурт. По окончании чеканки монета выбивается из кольца движением нижнего штемпеля.

В 1790 году медальер Жан Пьер Дро изобрел так называемое разъемное кольцо, которое состояло из трех или более частей с нанесенными на внутренней стороне надписями и орнаментом.



От ручной чеканки — к монетным прессам

Также на выставке можно увидеть схему ручной чеканки монет. Такая чеканка применялась с античных времен. Для изготовления монет нижний штемпель крепился в наковальню в виде массивного обрубка дерева. Монетная пластинка накладывалась в нижний штемпель, сверху устанавливался верхний штемпель. Чеканка осуществлялась одним или несколькими ударами молота по верхнему штемпелю. При чеканке крупных монет приходилось использовать второго рабочего в качестве молотобойца. На некоторых монетных дворах монеты чеканились ручным способом до конца XVIII века, а на Востоке и в XIX веке.

В целях усовершенствования ручной чеканки в XV веке был изобретен молотовый снаряд. Теперь верхний штемпель не надо было держать в руке. Верхний штемпель закреплялся вертикально в нижнем конце бревна — «бабы», соединенного с блоком.

Чеканщик поднимал бревно на блоке ногой с помощью педального устройства. Положив монетную пластину на нижний штемпель, чеканщик отпускал верхний штемпель, который под действием тяжести бревна производил чеканку. Молотовые снаряды использовались до начала XIX века преимущественно для чеканки мелких монет.

В середине XVI века в монетную технику вводится приспособление для вырезания монетных кружков — пробойник. Ручная чеканка заменяется чеканкой при помощи вальцверка, или винтового пресса-балансира.

Вальцверк (вальцевальный станок для чеканки) впервые был введен в 1550-х годах на Тирольском монетном дворе в Швебиш-Халле. Станок состоял из двух валиков, которые соединялись зубчатым колесом и вращались синхронно. На валики наносились от 4 до 19 изображений лицевой и оборотной сторон монет.

При пропускании между валиками листа металла на нем отчеканивались выгравированные на валиках изображения. После вальцовки монеты вырезались. Признаками такой чеканки является незначительная изогнутость монеты, а также не вполне правильная круглая форма изображения. Пруссия чеканила на подобных станках свои пфенниги в Кенигсберге до конца XVIII века.

Усовершенствованный вариант вальцверка — вальцевальный станок со сменными штемпелями. В отличие от вальцверка, в случае выхода из строя одного из штемпелей не было необходимости заменять весь вал — меняли только один из сменных штемпелей. Такой станок использовался Венским монетным двором до 1754 года, а некоторыми южнонемецкими монетными дворами — до 1790 года.

Балансир — самый распространенный монетный пресс с XVII до середины XIX века. Верхний штемпель балансира поднимался и опускался при помощи ходового винта. Это вращательное движение сообщалось ему длинным двуплечным рычагом с грузом на концах или маховиком кольцеобразной формы.

Рычаг и маховик приводились в движение рабочими. Вес груза на рычаге зависел от величины монеты или медали. Иногда он превышал 50 кг. Рычаг приводили в действие от 2 до 12 рабочих. Преимуществом балансира является сильный, но пружинящий удар чекана, которого было достаточно и для больших медалей. Чеканка осуществлялась 1–3 ударами.

В 1811 году механиком Санкт-Петербургского монетного двора Иваном Неведомским была изобретена принципиально новая машина для чеканки с коленчатым рычагом — кривошипный чеканный пресс.

Полного оборота колеса было достаточно, чтобы отчеканить и сбросить готовую монету. Пресс Неведомского мог обслуживаться одним рабочим, а старое оборудование — как минимум тремя.

К сожалению, изобретение Неведомского в России не было использовано. В Европе станки, в которых использован принцип действия пресса Неведомского, впервые были изготовлены и использованы для чеканки монет в 1817 году в Германии (механик Д. Ульгорн) и в 1830-х годах во Франции — инженеры Селлиг и Тоннелье. В России станки Ульгорна и Тоннелье были закуплены для Санкт-Петербургского монетного двора в 1840-х годах. Принцип действия коленчатого рычага применяется и в современных прессах для чеканки.

На выставке можно увидеть изображение рычажного печатного станка Леве и фотографию чеканочного пресса Grabener для изготовления монет «пруф», а также штемпеля для изготовления медалей.

Особого внимания достойны два штемпеля оборотной стороны медали «Построение Кроншлота» из серии медалей на события Северной войны. Она была изготовлена немецким медальером Мюллером в 1716 году. Эта серия была чрезвычайно популярна и копировалась вплоть до XX века. В наше время на Монетном дворе возобновлена чеканка «мюллеровской» серии. Изготавливается 100 комплектов из томпака и 50 — из серебра. В витрине представлена копия штемпеля, изготовленная в XIX веке, и современная копия 2006 года.

Любопытные экспонаты представлены в витрине «не доведенных до конца работ». Это маточник лицевой стороны медали «Композитор П. И. Чайковский» (А. В. Козлов). Он был изготовлен в 1977 году, но пробные оттиски этой медали были изготовлены лишь в 1984 году. А также маточник лицевой стороны медали «475 лет со дня рождения Андреа Палладио» (художник М. Г. Сальман). Эта медаль так и не была тиражирована.

Посетители выставки увидят также единственную в России монету, на которой нет герба РФ. Эта 100-рублевая памятная монета «Берлинская (Потсдамская) конференция» была отчеканена к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. Художник и скульптор — Александр Бакланов.

Выставка «Монетное дело. Прошлое и современность» открыта в выставочном зале Санкт-Петербургского монетного двора на втором этаже в Никольской куртине на территории Петропавловской крепости. Ortie er si. Susto

Любое монетовидное изделие — монета, медаль, жетон — имеет 3 стороны: лицевую (аверс), оборотную (реверс) и боковую (гурт). В монетном и медальном деле сложились две основные технологии изготовления: чеканка и литье. Изготовление монет литьем практиковалось в Китае более 2 тысяч лет (с 500-х годов до н. э. и до XIX века). Такие монеты производились также в Древней Греции и в Древнем Риме. Однако от такого способа изготовления монет отказались довольно быстро — уже в VII веке до н. э. чеканка становится самым распространенным способом изготовления монет в Средиземноморье, а с времен Римской империи — единственным. Для медалей литье являлось основным способом изготовления вплоть до XVI века.
Автор:  Татьяна БАЛУЕВА

© 2006-2016 «Золотой червонец». При использовании материалов данного портала обязательно наличие активной ссылки на Gold10.ru.
Информационный портал Gold10.ru зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС 77 – 56248 от 28.11.2013 г.