Свежий номер

№36 (03) 2016

Видео о монетах
Эта монета, 5 гривен 2011 года, пользуется моей особой любовью
Реклама
70-летие победы

Gold10.ru/Статьи/Вооруженные силы стали богаче
18 Ноября 2010
Вооруженные силы стали богаче
Свои деньги теперь есть не только у морских пехотинцев, но и у подводников

1 декабря 2006 года Банк России выпустил в обращение три памятные серебряные монеты серии «Вооруженные силы Российской Федерации» — каждая номиналом 1 рубль. Посвящены они подводным силам Военно-морского флота России.

Серия «Вооруженные силы Российской Федерации» была начата в 2005 году — выпуском трех рублевых серебряных монет, посвященных морской пехоте.

Эскиз новых памятных монет разрабатывала художница Санкт-Петербургского монетного двора Елена Крамская. При этом была сохранена сформированная в 2005 году концепция: показывать выбранный род войск через его исторический и современный образы.

Если в 2005 году на монетах были изображены современный морской пехотинец и морской пехотинец времен Петра I, то на реверсе одной из новых монет изображена современная подводная лодка, а на реверсе другой — рельефное изображение подводной лодки изобретателя С. К. Джевецкого (кстати, в 2006 году исполнилось 125 лет с того дня, как в 1881 году императору России Александру III на Серебряном озере Степан Карлович Джевецкий продемонстрировал подводную лодку, построенную в 1879 году по его проекту в Санкт-Петербурге. К слову, корпус одной из подводных лодок Джевецкого сохранился до настоящего времени и находится в экспозиции Центрального Военно-Морского музея.

На реверсе третьей монеты выпуска — эмблема Военно-морского флота Российской Федерации. Кстати, такое же изображение было и на одной из монет 2005 года, посвященных морской пехоте, только тогда внизу по окружности было написано «МОРСКАЯ ПЕХОТА», а сейчас — «ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ».

Монеты отчеканены из серебра 925-й пробы на Санкт-Петербургском монетном дворе тиражом по 10 тысяч штук каждая. Изготовлены они качеством «пруф». Монеты имеют форму круга диаметром 25 мм. Масса драгоценного металла в чистоте — 7,78 грамма.

Памятные монеты появились в год столетия официального образования подводного флота России. 11 марта 1906 года морским министром вице-адмиралом А. А. Бирилевым был подписан приказ № 52, который гласил: «Государь Император в 6-ой день марта сего года высочайше повелеть соизволил включить… в Классификацию судов военного флота разряды… подводных лодок».

Однако предыстория российских подводных лодок началась гораздо раньше — при Петре I, в Петербурге.

Первое подводное «к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли…», было построено в 1720 году в Петербурге, на Адмиралтейских верфях. Уроженец Подмосковья, плотник на верфи и неуемный изобретательный человек по имени Ефим Никонов подал челобитную великому государю, а Петр I «велел образцовое судно делать».

Первая деревянная лодка успешно прошла испытания. Вторая, более крупная, названная «огненным судном», строилась три года, но получила повреждение при погружении. Петр I приказал мастеру укрепить корпус и повелел, чтобы ему «никто конфуза в вину не ставил». После Никонова в России практически более 100 лет подводным опытом кораблестроения никто не занимался.

Следующий этап развития подводного флота России относится уже к XIX веку. Первая российская военная цельнометаллическая подводная лодка была построена в 1834 году в Санкт-Петербурге, на Александровском заводе. Ее проектировал военный инженер генерал-адъютант К. А. Шильдер. Длина лодки составляла 6 метров, она могла погружаться на глубину до 20 метров. В подводном положении ее «моторами» были 4 гребца, в надводном — парус. Стрельба ракетами осуществлялась в подводном положении при нахождении лодки вблизи к поверхности воды. Многие изобретения К. А. Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только в 1900-е годы могли получить надлежащее применение. Тайна его подводной лодки так усердно сохранялась, что она сама пропала бесследно.

Следующая попытка построить подводную лодку в России относится к временам Крымской войны 1853–1856 гг. Немецкий плотник Вильям Бауэр предложил свои услуги по постройке «самого разрушительного морского оружия, единственного в своем роде», как он говорил о ней сам, назвав «Морским дьяволом». Лодка имела в длину уже почти 16 метров, была оборудована гребным винтом, который по-прежнему приводили в движение четыре члена команды.

В качестве оружия использовалось устройство в виде бомбы весом 227 кг, крепившееся на корпусе лодки сверху. Эту бомбу ко дну вражеского корабля должен был крепить один из членов команды, просовывая для этого руки в длинные резиновые перчатки, выходившие за пределы корпуса лодки. На испытаниях лодка совершила 134 погружения и достигла глубины 45 м. В 1856 году В. Бауэр еще раз продемонстрировал свою лодку на праздновании коронации императора Александра II в Кронштадтской бухте с квартетом музыкантов на борту.

Несмотря на все успешные погружения, «Морской дьявол» ни разу не принял участия в боевых действиях. Более того, при первом же боевом испытании лодка села на мель на глазах монарха. Так закончился еще один этап в развитии подводного флота.

В период с 1719 по 1900 год в России, в Санкт-Петербурге, было построено около 60 подводных лодок, однако все они, кроме лодки И. Ф. Александровского (1866 г.) и лодки конструкции С. К. Джевецкого, приводились в движение с помощью мускульной силы членов экипажа.

В дальнейшем подводные лодки Джевецкого были востребованы военным ведомством, так как он использовал электродвигатель, питаемый от аккумуляторной батареи. В 1881–1883 гг. было построено 50 таких лодок, каждая по 6 м длиной. Однако после многократных испытаний в военно-инженерном ведомстве они были забракованы и отвергнуты.

И только в 1901 году по предложению главного инспектора кораблестроения России генерал-лейтенанта Е. Н. Кутейникова в Санкт-Петербурге началось профессиональное проектирование отечественных боевых подводных лодок. Под руководством инженера-кораблестроителя И. Г. Бубнова на Балтийском заводе была построена первая боеспособная подводная лодка «Дельфин».

Она имела 20 метров в длину, глубину погружения 55 м, дальность плавания 250 миль в надводном положении под бензиновым двигателем мощностью 300 л. с. и 28 миль в подводном положении под гребным электродвигателем мощностью 120 л. с. В качестве оружия имелись две торпеды калибром 380 мм.

В октябре 1903 года «Дельфин» успешно прошел ходовые испытания и был принят на вооружение. Так было положено начало созданию подводных сил России.

Поначалу подводные лодки относились к классу миноносцев. Но после доклада морского министра вице-адмирала А. А. Бирилева о включении двух дополнительных разрядов в классификацию, что было утверждено царем, создание подводных сил России было узаконено. Equamconum dolore


При подготовке материала использовались:

• статья «Царица пришла в восторг. О подводной лодке С. К. Джевецкого» контр-адмирала И. А. Семенова, главного хранителя фондов Центрального военно-морского архива (http://history.gatchina.ru/arhiv/sub1.htm),

• статья Татьяны Мельниковой «100 лет подводному флоту России», составленная по материалам ИА «Росбалт» и опубликованная в интернет-издании «Великая эпоха» (http://www.epochtimes.ru/content/view/4433/34)

Автор:  Татьяна БАЛУЕВА

© 2006-2016 «Золотой червонец». При использовании материалов данного портала обязательно наличие активной ссылки на Gold10.ru.
Информационный портал Gold10.ru зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС 77 – 56248 от 28.11.2013 г.