Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Часы, жетоны, ордена и прочие знаки истории
Часы, жетоны, ордена и прочие знаки истории
Часы, жетоны, ордена и прочие знаки истории
Мода на черную эмаль



По словам Кирилла Секретева, один их самых интересных лотов аукциона (а всего их будет 360) — знак ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени за 18 кампаний.



Знак ордена Святого велико­мученика и Победоносца Георгия IV степени за 18 кампанийЗнаком Святого Георгия награждали не только за военные подвиги, но и за выслугу лет — за 25 лет строевой службы в сухопутных войсках и за 18 не менее чем шестимесячных кампаний — то есть походов — на флоте. И вот один такой знак ордена с надписью «18 камп.», выполненной золотом на белой эмали, будет выставлен на продажу со стартовой ценой 3,5–4,5 миллиона рублей. «Это очень редкий орден. Точно такой же опубликован в каталоге выставки из собрания Государственного Эрмитажа», — отмечает Кирилл Секретев.



Также из орденских знаков эксперты особо отмечают Звезду ордена Святого благоверного князя Александра Невского (работы санкт-петербургского ювелира Фредерика Адольфа Хольстениуса, середина XIX века) со стартовой ценой 2,2–3,2 млн рублей.



Как всегда, интерес для коллекционеров представляют знаки орденов Святой Анны и Святого Станислава, выполненные в царствование императора Александра II — в 60–70-е годы позапрошлого века — по моде того времени: плоские и с черной эмалью.



Очень красива звезда ордена Святой Анны с императорской короной. Корона как элемент, повышающий значение награды, была введена еще в 1829 году, и ордена украшались ею до 1874 года. Звезда, представленная на аукционе, была выполнена на рубеже 60–70-х годов XIX века в прославленной петербургской ювелирной фирме «Кейбель». Она оценивается в 2–2,5 млн рублей.







Стакан за 300 тысяч



Отдельную область в фалеристике представляют железнодорожные жетоны.



В 60–70е годы XIX века Российская империя переживала железнодорожный бум. Строилось множество веток железных дорог, и различные акционерные общества, прокладывавшие железные дороги, заказывали ювелирным фирмам самые разные украшенные эмалями жетоны.



Жетон Общества Юго-Западных железных дорогОдин из таких жетонов, Общества Юго-Западных железных дорог, был выполнен на рубеже 70–80х годов позапрошлого столетия, предположительно в мастерской К. Альбрехта в Санкт-Петербурге. Дизайн жетона очень интересен: на золотом ромбе — три серебряных рельса, на которых помещены надписи синей эмали. На обороте знака — инициалы и фамилия владельца жетона: Н. Н. Обручев. Это довольно известный военный деятель — генерал-адъютант, генерал от инфантерии, начальник Главного штаба в царствование императора Александра III.



Стакан в память 200-летия 44-го драгунского Нижегородского Его Величества полкаБольшой интерес всегда вызывают и наградные стаканы — стопы, которые и в этот раз присутствуют в каталоге. Один из них — стакан в память 200-летнего юбилея 44-го драгунского Нижегородского Его Величества полка. Юбилей полка праздновался в 1901 году. Фарфоровый стакан был выполнен на заводе Товарищества М. С.Кузнецова в Твери. Полк же, отмечавший юбилей, был одним из самых заслуженных полков российской императорской армии — на рубеже XIX–XX веков была написана история полка, которая заняла 11 томов.



Стакан знаменитого полка дошел до нашего времени в отличной сохранности, украшен различными наградами, вензелями Петра I и Николая II (императоров, в царствования которых произошло учреждение полка и отмечался его юбилей), георгиевскими лентами и наградными георгиевскими трубами. Стартовая цена уникального стакана — 300–350 тысяч рублей.







Нагрудный знак 49-го пехотного Брестского полкаЗа красоту — на обложку



На обложку каталога вынесен нагрудный знак 49-го пехотного Брестского полка. Выполнен он в 1907–1908 годах в мастерской Александра Брюллова в Санкт-Петербурге. Так как 49-й пехотный полк дислоцировался в Севастополе, заказ на изготовление полкового знака поступил в столицу империи именно оттуда. Об этом свидетельствует клеймо на подложке «Разумный, Севастополь», принадлежащее специальному магазину Разумного в Севастополе.



Знак выполнен из серебра и золота, украшен эмалями, очень красивый и редкий. Стартовая цена «обложки аукциона» — от 2 до 3 млн рублей.



Красив также и нагрудный знак расформированного 200-го пехотного резервного Ижорского полка. Бронзовый с серебрением, позолотой и оксидированием знак выполнен в 1910-е годы, встречается крайне редко. Редкость и красота знака оценены в пределах от 1,3 до 1,8 млн рублей.







Опоздавшие награды



Особая история стоит за жетоном в память столетия 89-го пехотного Беломорского полка (столетие отмечалось в 1903 году). На обороте знака надпись — «А. А. КОРЖЕНЕВСКIЙ».



«Нам удалось выяснить историю владельца жетона Аполлинария Корженевского. Он был кадровым офицером 89-го пехотного Беломорского полка. 8 августа 1914 года он в чине капитана вместе с полком отправился на театр военных действий, 30 августа перешел границу Российской империи и вступил в пределы Австро-Венгрии. Участвовал в боях и перестрелках с противником, а 8 декабря того же года был убит у деревни Сковронно. Вдова — Матильда Тимофеевна, урожденная Якобсон — не выдержала одновременно свалившихся на нее горя и угрозы нищеты и покончила с собой. Сиротами остались трое их сыновей: Борис, Владимир и Кирилл. А буквально через две недели ее покойного супруга посмертно произвели в чин подполковника и наградили орденами, с назначением соответствующего пособия», — рассказывает Кирилл Секретев. Знак капитана, а впоследствии — подполковника А. Корженевского имеет стартовую цену 200–300 тысяч рублей.







Сумасшедшие или большевики



Из советского периода каталога особенно интересен нагрудный знак Осоавиахима СССР для участника спасательной экспедиции 1928 года на ледоколе «Красин». Событие, по поводу которого выпущен знак, было поистине героико-приключенческой историей, долго не сходившей со страниц газет и послужившей сюжетом художественного фильма «Красная палатка».



В 1928 году итальянский путешественник Умберто Нобиле возглавил экспедицию к Северному полюсу на дирижабле «Италия». На обратном пути дирижабль потерпел катастрофу. Вся мировая общественность откликнулась на сигнал бедствия экспедиции. Однако первым сигнал sos услышал радиолюбитель Шмидт из архангельского села Вознесенье-Вохма. В СССР в рекордно короткие сроки был создан Комитет помощи пропавшему дирижаблю. Флагманом операции стал самый мощный в мире на тот период ледокол «Красин». Весной 1928 года ледокол находился на ремонте в Ленинграде — его готовили к длительной консервации до лучших времен в истории освоения национальных арктических просторов. Но драматическое событие заставило руководство страны пересмотреть эти планы, и за 4 дня 7 часов и 48 минут корабль был оснащен и полностью готов к полярному походу. Капитаном судна был назначен Карл Эгги, начальником экспедиции — Рудольф Самойлович. Команда корабля насчитывала 136 человек, включая 7 журналистов. Зарубежные газеты того времени писали, что так быстро могут собираться только сумасшедшие или большевики.



На ледоколе базировался трехмоторный самолет немецкого производства «Юнкерс». Летный экипаж возглавил известный полярный летчик Б. Г. Чухновский. Самолет собирался прямо на борту ледокола и спускался на лед при помощи деревянных настилов.



12 июля моряки ледокола «Красин» сняли с дрейфующей льдины оставшихся в живых членов экспедиции Нобиле (самого тяжелораненого Нобиле вывез 23 июня шведский пилот Лундборг). Корабль доставил спасенных на Шпицберген, где их ждало базовое судно «Чита де Милано». 5 октября 1928 года «Красин» вернулся в Ленинград. На подступах к городу его встречал эскорт военных кораблей, над палубой «Красина» пролетали самолеты, 200 тысяч жителей Ленинграда стояли в тот день на набережных Невы. Страна впервые так торжественно встречала героев-полярников. Членам экипажа были выданы награды, а 8 октября 1928 года ледокол «Красин» был награжден орденом Трудового Красного Знамени, первым из судов морского торгового флота.



Стартовая цена знака, посвященного этим событиям и изготовленного из позолоченного серебра с эмалью, — 800 000–1 200 000 рублей.







Жетон в память 100-летия 89-го пехотного Беломорского полкаЧасы и образы эпохи



Среди наградных часов стоит отметить золотые наградные часы «в память службы на Московско-Казанской железной дороге». На верхней крышке часов помещено изображение памятного жетона этой железной дороги с гербами Москвы и Казани. На оборотной стороне часов должна была быть выгравирована фамилия награжденного, инициалы и годы его службы, но именно это место закрыто золотой накладной пластиной — видимо, первый владелец часов не хотел себя афишировать.



Коллекционеры военной формы смогут купить на аукционе мундир со знаками и наградами, а также ряд военных головных уборов, в том числе — уникальную гренадерскую шапку, пробитую осколком гранаты во время сражения. Гренадерская шапка Павловского гренадерского полка, пострадавшая, скорее всего, в сражении под Аустерлицем, оценивается как редкая и стоит 350–450 тысяч рублей.



Отдельным лотом в каталоге аукциона будет фотография генерал-адъютанта М. Д. Скобелева. На аукционной фотографии он еще пребывает в чине полковника. Фотография выполнена в прославленной мастерской К. Бергамаско в Санкт-Петербурге. На ней имеется надпись в две строки (автограф): «Ржепецкому./Старый товарищъ. 1877». Эксперты оценили уникальную фотографию в 150–200 тысяч рублей.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;