Свежий номер

№36 (03) 2016

Видео о монетах
«COINS объединяет как представителей монетных дворов, так и нумизматов…»
Реклама


70-летие победы

Gold10.ru/Статьи/«Шедевр гармонии и меры» отчеканены в серебре
27 Октября 2010
«Шедевр гармонии и меры» отчеканены в серебре
Серия «Памятники архитектуры России» образца 2008 года открылась Дмитриевским собором

Монетная серия «Памятники архитектуры России»
с момента своего появления (а начата она была в 1993 году) пользуется большой популярностью у российских нумизматов. В 2008 году эта серия должна пополниться семью новыми серебряными монетами — шестью 3-рублевыми и одной 25-рублевой. А 1 февраля 2008 года Банк России выпустил в обращение первую в нынешнем году монету из этой серии — номиналом 3 рубля, посвященную Дмитриевскому собору в городе Владимире.

Дмитриевский собор, который стал героем новой памятной монеты Банка России, был построен во Владимире в XII веке. Будучи возведен по приказу великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, он олицетворял собой подъем Владимирской земли. Искусствоведы утверждают, что этот собор — «шедевр гармонии и меры», уверяя, что «благородство форм и идеальные пропорции делают его поистине уникальным». В соборе сохранились росписи XII века — фрагмент композиции «Страшный суд». Сегодня Дмитриевский собор наряду с Успенским собором во Владимире, а также белокаменными памятниками Суздаля и церковью Бориса и Глеба в Кидекше входят в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эскиз к монете выполнила художница Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Елена Крамская. По словам главного художника Дизайнерского центра Александра Бакланова, в процессе работы ею было создано несколько вариантов эскиза. Несмотря на общую тему, каждая монета в серии имеет свои художественные особенности. Для этой монеты было выбрано следующее решение: в центральной части рельефно изображен Дмитриевский собор, а слева и справа от него — фрагменты резьбы по камню на его внешних стенах.

Монета (ее диаметр — 39 мм, масса драгоценного металла в чистоте — 31,1 грамма) отчеканена из серебра 925-й пробы на Санкт-Петербургском монетном дворе — филиале ФГУП «Гознак». Качество изготовления — «пруф», тираж — 10 тысяч штук.

Дмитриевский собор строился как дворцовая церковь великого князя Всеволода Большое Гнездо в годы, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Это время ознаменовалось рядом выдающихся построек, среди которых Дмитриевский собор занимает одно из первых мест.

Точное время сооружения Дмитриевского собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о смерти великого князя Всеволода III Большое Гнездо, упомянул только, что князь на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия и дивно украсил ее иконами и росписью. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его только русские мастера — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немцев».

В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, он впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837–1839 годах «знатоки русского стиля» провели по распоряжению Николая I «реставрацию», чтобы придать собору «первобытный вид». В результате собор был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик.

Авторами белокаменной резьбы собора считаются местные владимирские резчики, работавшие вместе с выходцами с Балканского полуострова — болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве собора так много общесредневековых мотивов, распространенных не только на Балканах и в Византии, но и по всей Европе.

Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, на Кавказе и в Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции.

Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен ажурный широкий древний крест из прорезной золоченой меди.

На южном фасаде храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет в наше время кажется несколько необычным для христианского храма, но в средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке — прежде всего благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. Этот сюжет можно видеть на стенах собора во Фрейбурге, собора Сан-Марко в Венеции, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском и даже на монетах Великого княжества Тверского.

Северный фасад собора украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Великий князь владимирский Всеволод III, строитель храма, изображен сидящим на троне с новорожденным сыном на коленях в окружении остальных своих сыновей. Свое прозвище — Большое Гнездо — князь Всеволод, как известно, получил из-за многочисленности своего потомства: у него было двенадцать детей.

Приглашенные князем Всеволодом греческие мастера расписали стены такими фресками, что у молящихся, вероятно, дух захватывало от восхищения. Остатки этих фресок, пострадавших за столетия от разорений и пожаров, были сбиты в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками, но и эта живопись не сохранилась.

В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века — сцены из «Страшного суда». Это явилось событием: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.


Использована информация с сайта http://www.trip-guide.ru

Автор:  Татьяна БАЛУЕВА

© 2006-2016 «Золотой червонец». При использовании материалов данного портала обязательно наличие активной ссылки на Gold10.ru.
Информационный портал Gold10.ru зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС 77 – 56248 от 28.11.2013 г.