«Шедевр гармонии и меры» отчеканены в серебре

«Шедевр гармонии и меры» отчеканены в серебре
27 Октября 2010

Серия «Памятники архитектуры России» образца 2008 года открылась Дмитриевским собором

Монетная серия «Памятники архитектуры России»
с момента своего появления (а начата она была в 1993 году) пользуется большой популярностью у российских нумизматов. В 2008 году эта серия должна пополниться семью новыми серебряными монетами — шестью 3-рублевыми и одной 25-рублевой. А 1 февраля 2008 года Банк России выпустил в обращение первую в нынешнем году монету из этой серии — номиналом 3 рубля, посвященную Дмитриевскому собору в городе Владимире.

Дмитриевский собор, который стал героем новой памятной монеты Банка России, был построен во Владимире в XII веке. Будучи возведен по приказу великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, он олицетворял собой подъем Владимирской земли. Искусствоведы утверждают, что этот собор — «шедевр гармонии и меры», уверяя, что «благородство форм и идеальные пропорции делают его поистине уникальным». В соборе сохранились росписи XII века — фрагмент композиции «Страшный суд». Сегодня Дмитриевский собор наряду с Успенским собором во Владимире, а также белокаменными памятниками Суздаля и церковью Бориса и Глеба в Кидекше входят в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эскиз к монете выполнила художница Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Елена Крамская. По словам главного художника Дизайнерского центра Александра Бакланова, в процессе работы ею было создано несколько вариантов эскиза. Несмотря на общую тему, каждая монета в серии имеет свои художественные особенности. Для этой монеты было выбрано следующее решение: в центральной части рельефно изображен Дмитриевский собор, а слева и справа от него — фрагменты резьбы по камню на его внешних стенах.

Монета (ее диаметр — 39 мм, масса драгоценного металла в чистоте — 31,1 грамма) отчеканена из серебра 925-й пробы на Санкт-Петербургском монетном дворе — филиале ФГУП «Гознак». Качество изготовления — «пруф», тираж — 10 тысяч штук.

Автор: Татьяна БАЛУЕВА
Пояснение к иллюстрациям:  Дмитриевский собор строился как дворцовая церковь великого князя Всеволода Большое Гнездо в годы, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Это время ознаменовалось рядом выдающихся построек, среди которых Дмитриевский собор занимает одно из первых мест. <br> <br>Точное время сооружения Дмитриевского собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о смерти великого князя Всеволода III Большое Гнездо, упомянул только, что князь на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия и дивно украсил ее иконами и росписью. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его только русские мастера — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немцев». <br> <br>В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, он впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837–1839 годах «знатоки русского стиля» провели по распоряжению Николая I «реставрацию», чтобы придать собору «первобытный вид». В результате собор был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик. <br> <br>Авторами белокаменной резьбы собора считаются местные владимирские резчики, работавшие вместе с выходцами с Балканского полуострова — болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве собора так много общесредневековых мотивов, распространенных не только на Балканах и в Византии, но и по всей Европе. <br> <br>Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, на Кавказе и в Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции. <br> <br>Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен ажурный широкий древний крест из прорезной золоченой меди. <br> <br>На южном фасаде храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет в наше время кажется несколько необычным для христианского храма, но в средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке — прежде всего благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. Этот сюжет можно видеть на стенах собора во Фрейбурге, собора Сан-Марко в Венеции, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском и даже на монетах Великого княжества Тверского. <br> <br>Северный фасад собора украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Великий князь владимирский Всеволод III, строитель храма, изображен сидящим на троне с новорожденным сыном на коленях в окружении остальных своих сыновей. Свое прозвище — Большое Гнездо — князь Всеволод, как известно, получил из-за многочисленности своего потомства: у него было двенадцать детей. <br> <br>Приглашенные князем Всеволодом греческие мастера расписали стены такими фресками, что у молящихся, вероятно, дух захватывало от восхищения. Остатки этих фресок, пострадавших за столетия от разорений и пожаров, были сбиты в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками, но и эта живопись не сохранилась. <br> <br>В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века — сцены из «Страшного суда». Это явилось событием: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.
Ссылки на источники:  Использована информация с сайта http://www.trip-guide.ru